Освобождение благодаря сосредоточению сознания на Сверхдуше (5.17-26)

Когда человек действует, обладая знанием, представленным в стихах (5.13-16), он пожинает два полновесных плода: отрешенность и вручение себя Господу. В этом разделе Кришна описывает того, кто обрел эти два плода знания.

Основная тема:

Тот, кто, пребывая в полном знании, принимает прибежище Сверхдуши, становится равнодушным к материальным перипетиям и находит кратчайший путь к освобождению.

Подпункты:

А. Два результата осознания того, что Сверхдуша – верховный властитель и Тот, кто управляет деятельностью:

1. Отстраненность от событий материального мира.

а) Тот, кто понимает, что не является материальным телом или чувствами, не озабочен их удовлетворением.

б) Он понимает, что не может непосредственно управлять явлениями природы, и потому привязанность к ним бесполезна.

в) Он слишком занят служением Господу, испытывая трансцендентное блаженство в сознании Кришны, чтобы приниматься за такое мирское времяпрепровождение, как удовлетворение чувств.

2. Вручение себя Сверхдуше.

Осознание Сверхдуши отличается от осознания Брахмана, так как имеет личностный оттенок. Человек осознает, что Параматма – верховный властитель и личность. Таким образом, человек приходит к вручению себя Свкерхдуше, которая является непререкаемым авторитетом для дживы.

Б. Устойчивость в совершенном знании можно определить как знание верховного положения Шри Кришны и Его связи со всем сущим. Все, о чем далее говорится в данном разделе, основано на понимании этого (5.17).

В. Человек непроизвольно обретает равное видение, глядя на мир через призму сознания Кришны. Такой человек не делает различий между плохим и хорошим на основе привязанности или отвращения, также как и не делает он различий, основываясь только на разнице материальных тел (5.18-19).

1. Человек, обладающий равным видением в сознании Кришны, не слеп, он видит различия.

Человек, обладающий равным видением, видит то, что живые существа имеют разные тела и разные качества, но он также видит трансцендентную душу и Сверхдушу в каждом существе, хотя внешне живые существа кажутся различными. Так он видит равенство всех существ.

2. В тексте 19 содержится важная деталь, которую необходимо отметить: достижение уровня осознания Брахмана является побочным эффектом осознания Кришны и различных Его энергий (текст 17). Это еще раз подтверждает, что осознание Бхагавана стоит выше осознания Брахмана и включает его в себя как побочный продукт.

Г. Человека, находящегося на высокой стадии сознания Кришны, не выводят из равновесия объекты чувств и материальные приманки, так как он сосредоточен на духовном счастье внутри себя (5.20-24).

1. Преданный, утвердившийся в понимании своей изначальной природы, не отвлекается на то, что приносит боль или удовольствие телу. Его не беспокоят желания тела, так как он испытывает трансцендентное счастье, находящееся вне сферы деятельности материальных чувств.

2. Он понимает, что мирское счастье, основанное на удовлетворении чувств – величайший источник страданий, так как оно усиливает отождествление себя с временным материальным телом и покрывает знание о вечной природе блаженства.

Д. Только став сознающим Кришну, человек сможет даровать истинное благо другим, ибо истинное благо состоит в духовном освобождении. Создавая удобства для бренного материального тела, невозможно принести людям настоящее благо (5.25).

Е. Господь защищает Своего преданного от материальной скверны. Бхакта убежден, что по милости Господа его в конечном счете ожидает успех на пути преданного служения (5.26).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: