Lean – это системный подход к выявлению и устранению потерь путем непрерывного совершенствования, настройка производственных процессов в зависимости от потребностей клиента и стремление к безупречности во всем, начиная от организации рабочего места каждого сотрудника и заканчивая взаимоотношением с поставщиками и конечными потребителями.
Значит суть ЛИН – это борьба с потерями. Но применимы ли у нас механизмы этой борьбы?
В том-то и дело, что система заключается не столько в полном копировании инструментов, сколько в осознании того, что потери есть и с ними необходимо бороться. В России развертывание системы «бережливого производства» безусловно, имеет свои особенности. Но не стоит думать, что у нас есть какая-то непреодолимая разность менталитетов. Например, в 50-х годах среди японских рабочих проводился опрос относительно необходимости кружков качества…
А что такое кружки качества?
Это объединение сотрудников разных уровней для улучшения производственных процессов. Так вот: 95% рабочих были против этих объединений и считали их полной ахинеей. Однако менеджмент втянул людей в процесс совершенствования. Кружки существуют и действительно влияют на производственные процессы.
|
|
Насколько велик интерес к «бережливому производству» в России?
Есть интерес, есть востребованность, но пока не все еще видят в этом необходимость. Ведь российский рынок весьма специфичен, во многих отраслях просто нет конкуренции. Однако в тех отраслях, где конкуренция высока, компании уже начинают думать о потерях. Зачастую к этому их подталкивают зарубежные партнеры, поскольку на западе «бережливое производство» фактически является корпоративным стандартом. Более того, в Америке ЛИН развертывается, например, в рамках госсектора: в ЖКХ, здравоохранении, армии.
Развертывание ЛИН требует серьезных финансовых затрат?
Совсем наоборот: скорее, развертывание ЛИН позволяет избежать необоснованных финансовых затрат. Конечно, определенные, хоть и минимизированные, затраты будут, но при эффективном развертывании системы ЛИН они довольно скоро начнут компенсироваться. Часто бывает, например, такая ситуация: компания хотела купить несколько дополнительных единиц оборудования, но при развертывании ЛИН внедрила картирование потоков, систему TPM, все просчитала и решила, что этого не требуется. С помощью ЛИН можно понять, какое оборудование является лишним, нужны ли компании большие складские запасы и т.д. А это скажется на экономическом эффекте.