Авторские школы

Авторитет громких имен слишком часто служит основанием для заблуждений.

А. Бернарден де Сен-Пьер

Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.

Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.

Идея авторских школ берет свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия, развиваясь на протяжении всего XX века, продолжает развиваться в XXI в. Рассмотрим некоторые из них.

«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) — это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.

Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.

«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия — колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, с опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.

«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания. Основная форма обучения — способ открытий, цель — облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.

«Дома свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори) существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России. Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания; приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы; создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы; воспитание средствами искусства и природы; «открытые двери» и свобода; чувственное восприятие и игра — основы обучения.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.

Академические школы — это школы, которые прошли путь «от идеи до внедрения», т.е. инновационный процесс стал стабильным. К ним можно отнести школы следующей ориентации: проблемное обучение (М.И. Махмутов); укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев); развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин-В.В.Давыдов); гуманно-личностное обучение младших школьников (Ш.А. Амонашвили).

Творчески-созидательные школы — школы, в которых инновационный процесс проработан, получил поддержку у педагогической общественности, но еще не внедрен в практику массовой школы. Примерами таких школ являются школы «диалога культур» В.С. Библера, системы Е.Н. Ильина, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова, адаптивная школа Е.А. Ямбурга и др.

Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.

Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.

В.С. Библер — руководитель и создатель «Школы диалога культур» — воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагает, что социальные, исторические и иные потрясения к концу XX — началу XXI в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно этому познание человека может быть осмыслено в понятиях особого уразумения — философской логики культуры.

И.П. Волков — учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель рисования и черчения, он поставил цель — направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.

Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

В.А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы (Украина), член-корреспондент АПН СССР, автор более 4000 научных трудов, в том числе 44 книг, среди которых «Разговор с молодым директором», «Трудовое воспитание детей в сельской школе», «Верьте в человека», «Дума о человеке», «Человек неповторим», «Сердце отдаю детям» и др. Создал оригинальную педагогическую систему, в основу которой положены принципы гуманизма и признания личности ребенка как высшей ценности. Педагогика В.А. Сухомлинского составила особый этап в развитии педагогической мысли в мире. Он считал главным в педагогической деятельности любовь к детям: нести им добро и справедливость, защищать их от бед и обид, тревог и беспокойства.

А.Н. Тубольский — директор средней школы № 734 Москвы. Созданная им модель — школа самоопределения, в основе которой лежит идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности. Учащиеся, изучив «обязательное ядро» знаний, пользуются правом выбора учебных предметов и тех или иных лабораторий. Они, как правило, занимаются по индивидуальному плану.

В.Ф. Шаталов — народный учитель СССР, автор идеи использования в обучении опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. Предложил свои принципы обучения — успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Обосновал порядок изучения каждой темы: развернутое объяснение учителя, сжатое изложение материала по опорным плакатам, изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.

М.П. Щетинин — академик РАО, педагог-новатор, педагог-экспериментатор. Концептуальной основой его дидактической системы стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип учебного заведе­ния — школа-комплекс на селе, которая объединяла общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы и учебно-производственный комбинат.

П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Контрольные вопросы и задания

1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?

4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.

5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?

6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?

7. Что объединяет система образования Российской Федерации?

8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?

10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?

11. Что собой представляют образовательные программы?

12. Какие существуют образовательные программы?

13. Что собой представляет образовательный стандарт?

14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?

16. 16. Охарактеризуйте термин «педагогическая инновация».

17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?

18. Каковы критерии оценки новшеств в образовании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: