double arrow

Закономерности процесса воспитания

Никто не становится

хорошим человеком случайно.

Платон

Представление о воспитании как объективной реальности предполагает, что этот процесс подчинен своим внутренним закономерностям, в которых реальные его феномены каким-то образом упорядочены, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Закономерность — это объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений и процессов, выражающая поступательное их развитие.

Под закономерностями воспитания понимается адекватное отражение объективной, т.е. независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И. Пидкасистый).

Одной из общих закономерностей воспитания является его зависимость от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды: способа производства материальных благ, политической системы, господствующей идеологии, социальной структуры общества, духовной культуры. Ко второй общей закономерности воспитания относят единство целей, содержания и методов воспитания, а также единство обучения и воспитания (Е.С. Рапацевич).

Закономерности воспитания отражают объективные суще­ственные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания.

В связи с этим многие исследователи сосредоточили внимание на раскрытии эмпирических закономерностей процесса воспитания, чтобы на их основе попытаться сформулировать теоретические положения. В.Е. Гмурман выделил три типа эмпирических закономерностей:

- между социальными влияниями на развитие личности и воспитательной работой;

С.80

- между воспитанием и реализуемой в нем деятельностью ребенка;

- между целью, средствами и результатами. С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко выделяют следующие закономерности процесса воспитания.

1. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается через активность самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.

2. Содержание деятельности ребенка в процессе воспитания определяется на каждый данный момент развития его актуальными потребностями. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность ребенка. Если не учитывать возрастных изменений его потребностей, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе активность педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога.

Исследователь В.М. Коротов, изучая педагогическое наследие А.С. Макаренко, выделил три основных закона воспитания:

- закон параллельного педагогического действия;

- единство воспитания и жизни детей;

- закон исторической обусловленности воспитания.

На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Пренебрежение ими ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания. К педагогическим закономерностям воспитательного процесса Л.И. Маленкова относит следующие.

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет цель воспитания, его содержание, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность состоит в том, что процесс воспитания является многофакторным. Причем, организуя его, следует помнить об одновременном воздействии многих

С.81

факторов разного уровня: глобальных, мировых (проблемы войны и мира, экологические, медицинские, издержки научно-технического прогресса и др.), социальных (политические, экономические, культурные), региональных (условия региона, области), факторов микросреды (улица, двор, семья, школа, класс и т.д.).

2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способности, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, включенность в процесс самопознания и самовоспитания определяют легкость или трудность включения в учебный и воспитательный процесс, его эффективность и результативность. С другой — воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон личности.

3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью.

4. Учет внутреннего состояния воспитанника.

5. Восприятие ребенка как целостной личности со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности.

6. Воспитание — процесс парадоксальный.

Как справедливо считает Н.Е. Щуркова, «определить закономерность — значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы педагогической практики. Пренебречь закономерностями — значит заведомо обречь профессиональную деятельность на низкую продуктивность»[5]1.

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, анализируя работы исследователей по проблемам воспитания детей, выделяют ряд положений, которые можно принять в качестве закономерностей процесса воспитания:

- воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой;

- вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания;

- третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых

С.82

социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания.

Некоторые перечисленные закономерности являются проявлениями других, более общих характеристик воспитательного процесса.

Обобщение имеющихся в педагогической литературе исследований по данному вопросу позволило выделить следующие закономерности процесса воспитания.

1. Воспитательный процесс достигает наибольшего эффекта, имеет наибольшую результативность, если в нем одновременно, взаимосвязанно находят отражение актуальные потребности и возможности общественного и индивидуально-личностного развития.

2. Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс.

3. Чем больше в организуемой деятельности воспитанников опора на предоставление им инициативы, самостоятельности, активности, ориентация на ситуацию успеха, тем большую эффективность имеет воспитательный процесс.

4. Чем целенаправленнее в воспитательном процессе происходит целостное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы, тем гармоничнее умственное, духовное и физическое развитие детей.

5. Чем в большей степени носят скрытый характер педагогические влияния воспитателя на воспитанников, тем эффективнее воспитательный процесс в целом.

6. Чем последовательнее осуществляются взаимные связи между целью, содержанием и методами воспитательного процесса, тем выше его результативность.

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов, которые представляют собой исходные общие руководящие положения, определяющие его сущность, основные требования, содержание и методику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: