Общество видно в университете,
как в зеркале и перспективе.
Н.И. Пирогов
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
С.61
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.
Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:
- дошкольные: ясли, детский сад;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;
- учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;
- специальные (коррекционные) — для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;
- учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.
Граждане могут использовать различные формы получения образования в образовательном учреждении — очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Системы образования России и зарубежных стран претерпевают серьезную и всеохватывающую перестройку, происходит реформирование существующего, разрабатываются и внедряются
С.62
новые проекты. Модернизируются содержание образования, методы и средства обучения. Продолжающиеся интеграционные процессы в мире, такие, как создание Евросоюза, Европарламента, введение евро в качестве единой валюты, принятие различных соглашений политического и экономического характера, оказывают ощутимое воздействие на систему образования.
Интеграцию в образовательном процессе необходимо оценивать с двух важнейших сторон. С одной стороны, наблюдаются стремление к интеграционным процессам, постепенное добровольное устранение межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами. С другой — интеграция выступает как процесс и результат объединения компонентов содержания образования в единую дидактическую систему.