Глава 3. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания

В серьезном деле воспитания ничто

не должно казаться забавным.

В.О. Ключевский

Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. Категория воспитания — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как трактуется данное понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности стоящего за ним явления. Поэтому обратимся в первую очередь к сущностному рассмотрению понятия «воспитание».

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор.

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание» можно трактовать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Воспитание имеет исторический характер. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с которым вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, Нового времени, современной). Направленность, особенности воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений (воспитание

С.73

воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания). Поэтому воспитание имеет: конкретно-исторический характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который определяет направленность воспитания, цели, содержание и формы.

Первым определил воспитание в широком и узком смысле К.Д. Ушинский в книге «Предисловие к "Педагогической антропологии"».

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества (известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные и правовые нормы).

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:

- освоение опыта предыдущих поколений;

- обогащение и приумножение этого опыта;

- передача опыта следующему поколению.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Таким образом, воспитание в социальном смысле, с учетом воздействия на личность общества в целом (т.е. при отождествлении воспитания с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

В широком педагогическом смысле воспитание — целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание понимается как воспитательная работа (процесс и результат), целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений. Часто воспитание трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание об­щественной активности, коллективизма).

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев); руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к

С.74

общественной жизни и производительному труду (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, к труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов); специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов); целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Воспитание — явление социальное, т.е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни; адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание — тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность — с другой; системность; планомерность; целенаправленность. Воспитание понимается в широком и узком смысле, поэтому одним из основополагающих направлений деятельности воспитателя и социальных институтов является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды; воспитание в своей сущности — процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.

Объект воспитания — тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания — любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Воспитание следует рассматривать как одну из сторон целостного процесса образования. На Государственном совете по образованию, проходившем в марте 2006 г., обозначена важнейшая фундаментальная задача образования — формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и

С.75

гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности.

Для решения этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно:

- воспитывать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной, свою российскую идентичность;

- формировать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность;

- нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;

- развивать веротерпимость, миролюбие, толерантность в межконфессиональных отношениях, в частности путем ознакомления учащихся с историей мировых религий как неотрывной части мировой культуры;

- выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модель гражданского общества.

В этом и состоит основная функция воспитания.

Латентные (скрытые) функции воспитания весьма многочисленны и варьируют в зависимости от типа культуры и общества.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание — это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы и организации, не­обходимые для реализации явных и латентных функций.

Социальный институт «воспитание» имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи; священнослужители; организаторы социального воспитания на разных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, локальном); воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, со­циальные работники и др.); воспитатели-волонтеры; лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые разного возраста, половой, социальной и культурной принадлежности.

Воспитание обладает набором определенных позитивных (поощрение) и негативных (наказание) санкций, которые делятся на регламентированные (зафиксированные в определенных документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций субъектами воспитания). Воспитание — процесс двусторонний:

С.76

с одной стороны — воспитательное влияние, с другой — собственная деятельность воспитанника.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие — образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность человека к удовлетворению личностных интересов, а также к выполнению социальных и профессиональных ролей — самореализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: