Новации и инновации. Инновационные образовательные процессы

Учиться надо только весело. Чтобы переварить

знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации отечественного образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений разных ступеней образования.

«Концепцией модернизации образования на период до 2010 года» предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

Реализации этих направлений, как показывает опыт образовательных учреждений, способствуют педагогические новации и инновации.

В педагогической теории и практике в 1970— 1980-е гг. появилось понятие «новация» (от лат. nouatio — обновление, изменение, что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество).

В качестве синонима употребляется термин «инновация» (нововведение, новшество).

Под педагогической инновацией подразумевают:

- целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

С.63

- процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.);

- поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

Педагогические инновации классифицируются:

- по видам деятельности — педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие;

- по характеру вносимых изменений — радикальные (независимые друг от друга изменения); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций); системные (полная реконструкция системы как целого);

- по масштабу использования — единичные и диффузные;

- по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

Важным в определении сущности педагогических инноваций является вопрос о критериях их оценки. Среди таковых в литературе называются новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность применения в массовом опыте.

Главным объектом педагогических инноваций выступает образовательный процесс.

Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, который получил название инновационного.

Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

- появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

- осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;

- разработку региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

- активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

- перестройку организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и человеко-центрирированного подходов;

переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

С.64

- создание в образовательных учреждениях диагностической службы (психологической, социологической и др.);

- управление качеством образования на диагностической основе;

- осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических работников;

- развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Большинство нововведений посвящены разработке технологий по обучению, управлению качеством подготовки специалистов, по дистанционному образованию, внедрению государственных стандартов, повышению уровня воспитанности обучающихся и их личностных качеств, по совершенствованию содержания обучения и организации и проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, влиянию социального партнерства, организации внеучебной деятельности учащихся и др.

Центральной идеей образования в настоящее время признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. При этом подчеркивается, что понимание развития как непрерывного процесса необходимо связывать с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и на его преобразование. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному, развивающему обучению.

Таким образом, существенным сдвигом в общественном сознании явилась переориентация на новые базовые ценности об­разования — с обеспечения потребностей промышленного производства и экономики в рабочей силе определенного качества на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг определенного качества.

В государственных документах установлены приоритетные направления инновационной деятельности в области образования, в число которых вошла и разработка педагогических технологий.

Педагогические условия создания инновационного профессионального учебного заведения прежде всего состоят в единстве управления его функционированием и развитием. Процесс развития призван обеспечить наращивание потенциала учебного заведения и повышение уровня его использования за счет освоения определенных инноваций.

Потребность в создании инновационных профессиональных учебных заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки максимально сократить данный разрыв. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов, направленных на коренное изменение системы

С.65

образования (Концепция непрерывного образования, 1989; Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992; и др.).

Как показано в работах К.Я. Вазиной, технологизация учебного заведения требует «технологического выравнивания» организации учебного процесса. Это сопряжено со следующими технологическими проблемами:

- в связи с тем, что учебное заведение представляет собой единую систему, необходим ряд технологий, обеспечивающих его целевое непрерывное функционирование и развитие;

- все технологии должны быть унифицированными — построенными на основе единой концепции, имеющими общие принципы и структуру; в противном случае эффективного функционирования системы добиться невозможно.

В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина), среди которых:

1) административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения;

2) педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся;

3) технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся;

4) профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами;

5) информационная технология, обеспечивающая оперативное использование профессиональной информации, интенсификацию деятельности.

Переход учебного заведения на инновационную основу требует решения двух групп проблем.

Первая группа проблем касается создания учебного заведения качественно нового типа, обладающего такой организационно-функциональной структурой, в которой четко определены назначение каждого сотрудника и его профессиональные взаимосвязи.

При конструировании такой структуры, в свою очередь, требуется решить следующие задачи:

- разработать целеполагание учебного заведения — систему стратегических и тактических целей учебного заведения в целом и каждого сотрудника в отдельности;

- на основе целеполагания тщательно определить функциональные обязанности каждого сотрудника;

С66

- выработать нормы (критерии) деятельности каждого сотрудника, нормы (критерии) взаимодействия сотрудников учебного заведения;

- определить технологическую модель функционирования учебного заведения;

- организовать непрерывное профессиональное обучение сотрудников учебного заведения на основе этой модели и ее внедрение в практику.

Вторая группа проблем относится к содержанию профессионального саморазвития коллектива и включает:

- формирование нового технологического мировоззрения (прежде всего переосмысление функций администрации, персонала, педагога, учащихся, норм их отношений);

- создание комплекта технологического обеспечения для новой организации процесса саморазвития, включающего в себя необходимую документацию целевого, дозированного управления;

- овладение технологией, внедрение ее в практику. Любой инновационный процесс складывается из процессов единичных нововведений. Инновационный цикл нововведения составляют этапы определения потребности в изменениях, поиска новшеств и их внедрения.

Создание по инициативе Президента РФ приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций и первого в новейшей истории российского образования прецедента «прорыва» барьера межбюджетных отношений и оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального (президентского) уровня (материалы Госсовета по образованию, март 2006 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: