У всех людей есть обязательства друг перед другом,
превосходящие их обязательства перед обществом.
Н. Козинс
Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития личности воспитанника. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит и от других условий, однако нарушение требований принципа зачастую ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые существуют независимо от воли воспитателя и не могут быть нарушены. Специфические особенности принципов воспитания — обязательность, комплексность и равнозначность.
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них — например, принципов гуманизма, уважения к личности — может быть привлечен к судебному преследованию.
|
|
2. Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное — а не поочередное, изолированное — применение на всех этапах воспитательного процесса, в совокупности. Данная специфическая особенность воспитания может быть успешно реализована только таким воспитателем, который обладает высоким уровнем развития личностных качеств и профессиональной компетентности.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных или
С.89
второстепенных либо таких, которые требуют реализации в первую очередь или позволяют отложить осуществление. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.
Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Следует иметь в виду, что требования принципов одинаковы для всех, а вот их практическая реализация личностно обусловлена.