double arrow

Способы, приемы, стили и правила воспитания


У кого нет своего собственного мнения,

тот всегда противоречит.

Лингре

Способ представляет компонент динамической структуры деятельности и является совокупностью методов и приемов деятельности, которая обеспечивает тот или иной результат.

Понятие метода воспитания используется на теоретическом уровне. Метод воспитания в педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называют приемами. Под приемами воспитания (методическими приемами) понимают конкретное проявление определенного метода воспитания.

Прием — это способ, с помощью которого выполняется та или иная деятельность и который может быть выражен в совокупности соответствующих действий. Приемы определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, более конкретный характер.

Выделяют две группы приемов: корректирующие поведение, воодушевляющие воспитанников — радость, благодарность, внимание, забота, просьба, моральная поддержка и т.п.; помогающие исправить поведение, пробуждающие нравственные чувства ребенка — стыд, раскаяние («детей наказывают стыдом, а не кнутом»). Приемы этой группы часто называют тормозящими.




С.100

Главным условием успешности воспитания являются воспитательные отношения. Рассмотрим стили воспитания, которые выделяют в современной педагогике.

Стиль — это метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например стиль обучения, стиль воспитания.

Стиль воспитания — это метод, прием управления воспитательным воздействием на воспитанника со стороны воспитателя. Следует различать автократический, авторитарный, демократический, либеральный, попустительский и непоследовательный стили.

Автократический стиль (самовластный стиль руководства) характеризуется единовластным управлением; ни педагогам, ни воспитанникам не позволяется высказывать собственные взгляды, делать критические замечания. При этом наблюдается высокая центрация руководства, доминирование единоначалия, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми и является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Авторитарный стиль (властный) допускает возможность участия как для членов коллектива, так и для воспитанников в обсуждении вопросов учебной и коллективной жизни, но решение в конечном счете принимается единолично, независимо от мнения коллектива.

Демократический стиль характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его проблем обучения, досуга, интересов и др.



Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.

Попустительский стиль (конформный) характеризуется своего рода равнодушием со стороны педагога в отношении развития воспитанников, динамики учебных достижений или уровня воспитанности.

Непоследовательный стиль (алогичный) имеет место, когда педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений, появлению конфликтных ситуаций.

На практике ни один из стилей не проявляется в чистом виде.

Выполнение воспитательной деятельности осуществляется по определенным правилам, предписаниям. К основным правилам воспитания относятся следующие.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

С.101

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной компетентности, справедливости и честности.



Правило третье. В трудной педагогической ситуации не спешите решать все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.







Сейчас читают про: