double arrow

Методы, средства и формы воспитания


Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Л.Н. Толстой

Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

Целью воспитательных взаимодействий являются:

- организация воспитательной среды;

- создание условий для самоорганизации жизни воспитанников;

- психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;

- стимулирование деятельности воспитанников;

- инициация процесса самовоспитания.

Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.

Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач и достижение целей воспитания (признак целенаправленности).

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, особенностями его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.) (признак детерминированности).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия (признак специфической детерминированности).




В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач (признак ограниченной универсальности).

К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

Существует множество подходов к выделению методов воспитания в отечественной педагогической литературе.

Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

- методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристические, индуктивные, дедуктивные);

- методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и проч.);



- методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный, программированный контроль и др.).

В.А. Сластёнин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

- методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и проч.;

- методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей — учебной, трудовой, организационной, бытовой:



1) методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия: уважение детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

3) методы детской самодеятельности — методы самоорганизации:

- духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

- чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

- воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

- обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения);

- обращение к чувству — к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

- обращение к воле и поступку (требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание).

Существует традиционное деление общих методов воспитания (также называемых методами педагогического общения) на три группы:

- методы формирования сознания личности — рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

- методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения — приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования поведения и деятельности — поощрение, наказание, соревнование.

Методов воспитания на самом деле значительно меньше, чем перечисляется в педагогической литературе. Воспитание можно уподобить музыке: различные мелодии сочиняются при помощи только семи нот (как хорошая, так и плохая музыка — в зависимости от композитора).

Воспитание обеспечивается совокупностью применяемых методов: убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения.

Метод убеждения — основной метод воспитания — это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного, других людей).

Существуют убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждение словом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием.

Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

Метод упражненияэто система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и др. Выполнению упражнений всегда предшествуют усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя.

Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

Условиями эффективности метода упражнения являются связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие уп­ражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

Метод примеровэто целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулов и средств самовоспитания. Положительный пример (понятие конкретно-историческое) — это такое действие, качество человека, такие приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу.

Пример оказывает разное (стабильное длительное и сиюминутное), но всегда координирующее воздействие на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное осознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

- примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых людей из окружения воспитанника);

- примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

Метод поощрениявнешнее действенное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и развитие способности критически оценивать свои поступки. Поощрение — вид моральной санкции. Функции поощрения: обеспечение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п.

Реакция на поощрение — знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул к деятельности.

Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

Метод принуждениясистема мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

Основные формы принуждения — это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

Для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности в целом и отдельных ее элементов используются не только методы воспитания, но и средства, которые располагаются вне субъекта. С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства воспитания в современной педагогике трактуют поразному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание этой категории.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа (живая и неживая) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

«Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев).

Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если с ним связана информация, которая:

- необходима для развития внутреннего мира личности;

- представлена в образной или наглядной (устной или письменной) форме;

- касается объекта, включенного в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников (А.Ф. Меняев).

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат. Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания — один из фундаментальных законов педагогики.

Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Средства материальной культуры — игрушки, одежда, посуда — развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры — речь, книги, газеты, живопись — являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Рассмотрим другой подход к пониманию средств воспитания.

В настоящее время обозначилась проблема организации полноценной человеческой жизни и развития индивида как человека нравственного в современном информационном поле. В этих условиях неизбежно встает вопрос о средствах воспитания, которые использует индивид для переработки человеческого опыта, освоения культуры: если информация об этом опыте в избытке, значит, результат избирательного усвоения зависит от средств, используемых в процессе переработки сырого материала. Эта проблема решается путем дифференцированного использования различных видов деятельности при обеспечении усвоения различных по значимости в формировании личности элементов культуры (В.С. Селиванов).

Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).

В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учение, игра, работа и сама жизнь ребенка).

В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению и труду. Рассматриваемой в таком пла­не деятельности свойственны в каждом случае многообразные функции — преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

Такое понимание сущности средств воспитания позволяет достаточно строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; особенности использования общих методов в игре, труде и т.д.). Эти общие положения о средствах воспитания важны для понимания сути конкретных характеристик общения, игры, учения и труда как средств воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами, соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (Н.Е. Щуркова).

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло бы на себе нагрузку внешнего оформления идеи.

Ребенок же идет от формы к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм организации педагогического процесса: на сегодняшний день насчитывается свыше тысячи.

Педагогический поиск форм воспитания сопряжен с некоторыми условиями:

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять изменение следует не через резкую замену известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны в известную им форму, так чтобы эта форма до конца исчерпала себя и незаметно была вытеснена чем-то принципиально иным.

3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств (Н.Е. Щуркова).

Практика воспитания выработала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые, при всех социальных и педагогических потрясениях, сохранили свои внутренние потенции: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, музейные экскурсии, трудовой десант, соревнования и др.

Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истину, добро, красоту, искусство, науку, мораль, игру, общение, труд, познание. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, сократовская беседа и др. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется в нечто новационное.

Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и за­дачи, поставленной на данный период работы с детьми.

В современной педагогической литературе выделяют следующие типы форм воспитания: воспитательное мероприятие, игра, коллективное дело (Н.Ф. Голованова).

Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего.

Этой цели служат воспитательные мероприятия, предлагающие детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии; культивирующие у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; вызывающие высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; устанавливающие (декларирующие) общепринятые нормы поведения, отношений, способствующих формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

Воспитание использует огромное многообразие игр. Организуя игру, воспитатель должен выбрать ее сообразно конкретной ситуации воспитания. Основная идея игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Коллективное дело значительно отличается от мероприятия и игры. Оно предполагает преобразование действительности на пользу людям. Составляющие воспитательного дела — это продуктивность, общественная значимость, коллективность и творчество.

Эти составляющие обеспечиваются определенными педагогическими условиями:

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив внимание на события и факты реальной жизни, поиск единомышленников и тех, кто нуждается в помощи.

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно пройти проверку определением: на пользу кому? на радость кому?

3. Коллективная организация участников дела. Все, что затевается, начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но неизолированно.

Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

4. Основное правило коллективного дела — «Все делать творчески — иначе зачем?». Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную (Н.Ф. Голованова).







Сейчас читают про: