Генезис целей воспитания

Есть настолько достойные цели, что

даже потерпеть поражение на пути к ним —прекрасно.

Неизвестный автор

Одна из главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Цель воспитания, по мнению В.И. Смирнова, «в глобальном выражении — идеал совершенного, с точки зрения данного

С.108

общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности»[8].

Современная теория воспитания располагает достаточным количеством исследований, посвященных анализу целей воспитания.

Независимо от позиций исследователей в разработке вопроса о цели воспитания все они ориентируются на философское определение данной категории.

В философской литературе цель определяется как «идеально деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность».

Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени определяет конечный результат воспитания.

Генезис, как и многообразие целей воспитания, относится к глубокой древности, к тому времени, когда на Земле появился человек.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох. Платон: воспитание ума, воли и чувств.

Аристотель: воспитание мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Гуманисты эпохи Возрождения (В. де Фелыре, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, Т. Мор, М. де Монтень, Т. Кампанелла и др.) провозглашали культ человека. Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управлении собой, стремлении к соединению с Богом, но в то же время в подготовке к деятельности в земной жизни.

Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, предупредительность, правдивость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность, достоинство.

С.109

Дж. Локк говорил о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в общении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Основные идеи в области воспитания К.А. Гельвеция — врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности, воспитание как направляющая сила в развитии интересов, политическая система как определяющее начало воспитания.

Ж.Ж. Руссо: воспитание осознания общечеловеческих ценностей. В книге «Эмиль, или О воспитании» рассматривал, каким должно быть воспитание: свободным, естественным, зависящим от природы, людей.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня — обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Т. Кампанелла писал о том, что система воспитания носит общественный характер и одинакова для всех граждан. Воспитание должно быть организовано так, чтобы все дети развивали свои силы и способности.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци — основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию».

И. Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в нем человеческую природу.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, — всестороннее развитие интересов, гармоничное развитие человека.

Р. Декарт провозгласил идеалом воспитания развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте.

Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считали, что воспитание — великое социальное явление, которое должно быть предметом забот государства. Для них чело­век — продукт среды, во всех недостатках виновата только социальная среда, т.е. капитализм, и надо его заменить социализмом. Трудовое воспитание — необходимое условие всестороннего развития человека.

В.Г. Белинский: воспитание борца с крепостничеством и царизмом.

А.И. Герцен: воспитание свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

С.110

Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского — воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский: развитие ума, подготовка к труду, в котором человек обретет счастье.

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и в частности та социальная среда, к которой он принадлежит.

По М. Монтессори, воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности. Система М. Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Я. Корчак говорил об осознании и признании ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Сформулировал принципы воспитания: уважение труда познания ребенка, его неудач и слез, его собственности, тяжелой работы роста, самобытности; паритетность взаимоотношений, безопасность, ненасилие, безусловная поддержка и помощь, безусловная любовь воспитателя к воспитаннику.

П.П. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннего развития его личности. П.П. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

А.С. Макаренко разработал систему воспитания и создал теорию трудового коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он утверждал, что самое главное — «уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью». Одним из важнейших элементов воспитания он считал трудовое воспитание. Разработал основные вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Ядром учения педагога явилась теория воспитательного коллектива, в которой он разработал вопросы организации коллектива, методы воспитания и методику воспитания в коллективе. Особый вклад А.С. Макаренко внес в пенитенциарную педагогику.

В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе, а также вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора,

С.111

природы. В его гуманистической педагогике основополагающей ценностью и целью образования был ребенок: идея принятия его таким, каков он есть, содействия его личностному самоутверждению, его стремлениям («Сердце отдаю детям»).

М.М. Бахтин обосновал принципы теоретико-методологической концепции диалога как способа взаимодействия личности с объектами культуры и искусства. На его концепции построены педагогическая система и авторская школа, которые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение основных исторических культур.

Е.В. Бондаревская разработала концепцию, в которой рассматривает воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ключевой идеей концепции выступает личностно ориентированный подход.

И.А. Зимняя выдвинула концепцию воспитания как процесса формирования отношений человека к миру. Главным в данной концепции является понятие «отношение» как базисное в формировании механизма ценностей.

В.А. Караковский предложил интеграцию воспитательных воздействий, творчества и научного поиска. В московской школе № 825 яркое выражение нашла методика коллективных творческих дел, именуемая иногда коммунарской методикой.

Н.Е. Щуркова выстраивает концепцию воспитания в контексте культуры, поддерживая гуманистическое направление в воспитательной деятельности: жизнь природы, жизнь человека, жизнь общества и т. п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: