Национальное своеобразие воспитания

Величие нации основано не на матери-

альных ресурсах, а на ее воле, вере, разу-

ме и нравственных силах.

Д. Хоппин

Национальный вопрос — одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, ценностям культуры (В.С. Кукушин). Ребенок при рождении не выбирает себе родителей, национальность, место и время рождения. Это надо понимать и прислушиваться к голосу разума. Появляющиеся конфликты на национальной почве необходимо вовремя гасить, не давать им возможности углубления и дальнейшего развития.

Национальное своеобразие воспитания определяется прежде всего природой и историей этноса. Этнос представляет исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики. Этнос может быть представлен родом, племенем, народом, нацией.

Проблема взаимоотношения этносов и культур — одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.

Особенность России такова, что ее население составляют более ста коренных народов, а это множество языков, культур, традиций. Такое разнообразие должно быть гордостью каждого россиянина, но тем не менее следует признать случаи возникновения напряженности между представителями разных народов, факты национального унижения и попрания достоинства не только личности, но и целого народа (Д.И. Латышина). В условиях современной России данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве. Наблюдается возвратная миграция русских и представителей других национальностей России в места традиционного проживания их предков из ряда регионов Севера и Сибири и из стран ближнего зарубежья. Мигранты из Средней Азии, Прибалтики, с Кавказа интенсивно расселяются в различных регионах Российской Федерации. Исторически сложившийся

С.148

полиэтнический состав российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности — системе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе, объединяющей в многоуровневой структуре различные взаимодействующие этнические группы.

У каждого народа своя историческая судьба, что выражается в специфике его самосознания. В процессе межэтнического взаимодействия грани специфических различий стираются, происходит постепенное социокультурное объединение этносов. При этом этническая специфичность, отраженная в самосознании, в значительной степени размывается и деформируется, но главным образом в своих периферийных слоях. Ядро же этнической индивидуальности сохраняется, видоизменяя все усвоенное в процессе коммуникации с другими народами таким образом, чтобы сохранить свою способность к выживанию и развитию. Неслучайно до сих пор актуальной является проблема выявления такого специфического ядра, которое позволит уверенно осуществлять этническую идентификацию.

Как регулятор этнотипического поведения этническое самосознание играет большую роль в контроле за нравственными нормами как системой ценностей. В сознании и самосознании индивида они выступают в качестве мотивов, обусловливающих ту или иную норму: страха, стыда, чувства долга, ответственности, чести, сохранения лица, совести, чувства вины, чувства собственного достоинства и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: