Школа, школа и школа. Новый уклад
жизни, новых людей должна дать школа.
С.Т. Шацкий
Приведем краткий обзор существовавших в нашей стране некоторых воспитательных систем.
Прежде всего, следует остановиться на педагогической системе С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще (Москва), поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовой, умственной, эстетической, гигиенической, социальной) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось.
Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919 — 1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать «центром воспитания в окружающей среде». Глубокое осмысление жизнедеятельности детской трудовой колонии привело его к разработке теории детского коллектива и детского самоуправления.
|
|
В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.
На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929— 1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Однако идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко, осуществляемая в России в период с 1930 по 1940 г., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель — воспитание человека-коллективиста, для
С.145
которого общественные интересы всегда выше собственных. В то же время это система авансированного доверия к человеку. Даже самый «никчемный человечек», если видит перед собой пусть не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Важно, утверждал А.С. Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.
|
|
Особенность педагогической системы А.С. Макаренко — это правильное соотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь. Гуманизм — один из центральных принципов созданной им педагогической системы: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему»[15].
Разработкой целостного подхода к воспитанию человека пронизаны многие труды педагога: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»[16].
В наши дни у теории А.С. Макаренко находятся немало противников и сторонников. Но если учесть, что его система формировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость.
В основу воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого, которая сформировалась в 1943 г. в Краснодаре, были заложены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это — опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьезная трудовая деятельность, проведение общих торжеств и празднеств. Трудовая деятельность была в числе основных видов. Сплоченность коллектива проявлялась и в отношении к учебно-воспитательному процессу, и в его организации. Дети дорожили честью класса, школы и не могли подвести коллектив своим нерадивым отношением к учебе. В коллективе установился стиль требовательности в сочетании с доброжелательностью и бережным отношением к индивидуальности.
Ф.Ф. Брюховецкий выдвинул идею связи перспективы и традиций. Школа, формировавшая уважение к личности, демократию и гуманизм, просуществовала до середины 1970-х гг. и доказала, что даже в период тоталитаризма и авторитаризма талантливые педагоги могли найти применение своим силам.
С.146
Система воспитания В.Л. Сухомлинского сформировалась в конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Павлышевской сельской школе на Украине. В своей педагогической практике В.А. Сухомлинский применял индивидуальное воспитание, в котором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория личности занимает центральное место. Ребенок — активный и самостоятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.
Для системы В.А. Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Учение должно быть напряженным, но радостным трудом.
Видное место в системе воспитания педагога занимали категории красоты, творчества. Существенную часть воспитания в Павлышевской школе составляли народные традиции.
В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися.
Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей.
В системе воспитания В.А. Караковского (школа № 825 Москвы) нашла свое яркое выражение методика коллективных творческих дел, именуемая иногда «коммунарской методикой».
Главным композиционным узлом системы является коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив устраивает игры, общается, выполняет интересную работу, как в коммуне. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это сложная педагогическая композиция. В то же время это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор — действующая модель идеальных человеческих отношений. Сбор — это и школа актива, и школа психокоррекции и психотерапии. Такой сбор порождает неизбежные противоречия между идеалом и серой действительностью. В школе считают, что отношения в ней между педагогами и учащимися должны больше напоминать семью, чем парламент.
|
|
При первых признаках старения системы ее компоненты обновляются под непосредственным наблюдением автора. Поэтому система как динамичное, развивающееся явление как бы обрекает ее участников на постоянный поиск.
С.147