Система воспитания Царскосельского лицея

Дружба может образоваться только из

полного согласия вкусов, характеров, чувств и правил.

И. Ливри

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. Он являлся закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним сроком обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц.

Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М.М. Сперанского. Первым директором лицея стал просветитель-демократ В.Ф. Малиновский, человек высокой общей культуры. Не менее образованным человеком был Е.А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 г. Такие прогрессивные деятели, как М.М. Сперанский, В.Ф. Малиновский, Е.А. Энгельгардт и другие, стремились к воспитанию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Царское правительство поддерживало их, преследуя лишь практическую цель — подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща. Предусматривалось общее образование (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук.

Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не придавалось особого значения религиозным обрядам и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, к ним должны были обращаться только на «вы». Каникулы воспитан­ники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы — один месяц — июль.

С.140

Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В семь часов начинались занятия, которые чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников — это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой — катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, — рисование, чистописание, музыка, пение.

Воспитанникам лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др. Второе место в программе лицея отводилось математическим и физическим наукам.

В разделе о науках исторических в Уставе лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как «шествие нравственности» и «показать успехи и падения разума в разных гражданских постановлениях». Особенно важным считалось изучение российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией и географией. Занятия словесностью должны были стать для лицеистов «упражнениями разума».

Программа была очень насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была сделана оговорка, что распределение часов для занятий примерное, его можно изменять, придерживаясь главного правила: воспитанники никогда не должны быть праздными. В воскресные и праздничные дни воспитанники присутствовали на богослужении. Они обучались также духовному пению.

Одним из воспитательных средств являлось искусство, которым занимались во время отдыха: рисование, музыка, пение, литература.

Обучение в лицее возлагалось на профессоров, численность которых определялась количеством предметов. Были также адъюнкты и учителя. Профессора в присутствии директора проводили испытания воспитанников каждые полгода, а оканчивающие курс держали испытание по всему лицейскому курсу.

Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, специальная конференция профессоров решала, с каким классом кто из лицеистов удостаивается выпуска в государственную службу, и через министра просвещения представляла свое заключение на усмотрение императора.

В лицее сама обстановка способствовала развитию поэтиче­ских и художественных наклонностей: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией Античного мира, и триумфальные памятники,

С.141

запечатлевшие отечественную героику. Все это будило любовь к природе, к искусству, вызывало чувство восхищения перед великими творцами прекрасного.

Общение лицеистов с талантливыми, творческими людьми, с передовой мыслящей молодежью способствовало быстрому созреванию умов.

Становление гражданственности лицеистов во многом ускорялось тем обстоятельством, что в Царском Селе стоял гусарский полк. Среди офицеров были многие, кто вошел позже в кружки декабристов.

Эти факты говорят о том, что в лицее уважалось и поддерживалось, а не запрещалось стремление воспитанников к самостоятельным решениям и выбору. В такой атмосфере лицеисты обрели свою индивидуальность.

О деятельности каждого учебно-воспитательного заведения можно судить по судьбам его воспитанников. Из стен лицея вышли многие свободолюбивые, честные, преданные великой России и лицейскому братству люди: это и будущие декабристы, и государственные деятели, и поэты, писатели. Некоторых воспитанников Царскосельского лицея знает весь мир: А.С. Пушкин — родоначальник русской литературы; И.И. Пущин — судья Московского надворного суда, поэт, декабрист, один из основателей Северного общества; А.А. Дельвиг — поэт, литератор; В.К. Кюхельбекер — русский поэт и декабрист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: