История ничему не учит, а только
наказывает за незнание уроков.
В.О. Ключевский
Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра I, которого следует считать родоначальником русской военной школы.
Первой военной школой в России была школа при бомбардирской роте Преображенского полка. В 1697 г., отправляясь в путешествие по Европе, Петр I взял с собой наиболее способных офицеров и сержантов Преображенского полка, которые впоследствии и стали первыми учителями в этой школе. Будущие офицеры обучались арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации.
Теоретические занятия непременно чередовались с практическими упражнениями (экзерцициями). Петр I, будучи командиром бомбардирской роты, постоянно интересовался ходом занятий,
С.142
присутствовал на экзаменах и занимался распределением по полкам окончивших школу, следил за их продвижением по службе.
По указу Петра Великого от 14 января 1701 г. была открыта первая в Европе государственная Школа для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей и геодезистов, которая получила название школы математических и навигацких наук.
Начальником этой Школы был назначен адмирал Ф.А. Головин, а первыми преподавателями были Л. Ф. Магницкий и приглашенный из Англии профессор А. Фарварсон. Школа помещалась в Москве, в здании Сухаревой башни. Наверху башни была обсерватория, где проводились астрономические наблюдения. В Школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 лет (иногда и до 20 лет). Учащиеся находились на государственном обеспечении, получали «кормовые деньги» в соответствии со своими успехами в учении.
Школа математических и навигацких наук имела две части: школу нижнюю и верхнюю. В верхней школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, архитектуру и фортификацию, т. е. верхняя школа была по существу высшим учебным заведением. Однако вскоре оказалось, что Школа никак не могла обеспечить образованными людьми растущую армию и флот, поэтому остро встала проблема создания специальных военных заведений с собственными педагогическими кадрами.
Граф П.И. Ягужинский, соратник Петра I, будучи послом при прусском дворе, близко познакомился с устройством кадетских корпусов на Западе и разработал проект организации кадетского корпуса в России.
В 1731 г. был основан первый кадетский корпус под названием «Корпус кадет» — среднее привилегированное военное учебное заведение закрытого типа, преимущественно для детей дворян.
Слово «кадет» произошло от французского cadet — младший. С 1752 г., после основания Морского корпуса, «Корпус кадет» стал называться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, а позднее — Первым Санкт-Петербургским кадетским корпусом.
В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13 — 18 лет. Как отмечал исследователь истории кадетских корпусов С.В. Волков, «кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное назначение, давая возможность получать образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян».
Сироты и неимущие дети пользовались преимуществом при приеме. В кадетских корпусах (первая четверть XVIII в.) для воспитанников не существовало жестко определенного срока обучения, их выпускали по мере практической готовности к воинской службе.
С.143
До 1740-х гг. в военно-учебных заведениях преобладала индивидуально-групповая форма обучения, где использовались такие методы, как зубрежка, муштра и физические наказания. Все это сводило на нет преимущества индивидуального подхода в обучении и воспитании, и только со второй половины XVIII в. начался переход к классно-урочной системе обучения. Кроме военных предметов в учебный план входили Закон Божий, русский язык и литература, немецкий и французский языки, математика, география, история, законоведение, чистописание, рисование и черчение.
Обучение в кадетских корпусах было суровым, учебная нагрузка составляла 11 —12 часов в сутки.
Большое влияние на судьбу кадетских корпусов оказал генерал-поручик И.И. Бецкой (1704—1795), который был назначен директором Сухопутного кадетского корпуса при Екатерине П. В этот период при обучении применялись наглядные и практические методы.
К началу XX в. в России насчитывалось 30 кадетских корпусов, в которых обучалось 12 000 человек. Система кадетских корпусов России имела ряд позитивных моментов. К их числу можно отнести следующие:
- целевое назначение молодого человека подросткового возраста — готовность стать офицером и посвятить себя службе в армии;
- воспитание дисциплины, организованности;
- обеспечение разностороннего характера обучения и воспитания;
- тщательный отбор преподавателей и воспитателей, обеспечивающий благоприятную почву для правильного воспитания;
- внимание к физическому, нравственному и эстетическому воспитанию кадетов.
Кадетские корпуса России обеспечивали достаточно высокий образовательный уровень выпускников, так как в них использовались передовые педагогические идеи, позволяющие осуществлять подготовку истинных патриотов Отечества с высокими духовно-нравственными качествами. Усилиями лучших представителей офицерского корпуса была создана собственная, богатая традициями национальная школа духовно-нравственного воспитания.
Характерными особенностями этой школы были патриотизм, гуманность, высокое чувство чести и долга, сознательное отношение к ратному труду и другие нравственные качества, без которых немыслим настоящий самоотверженный защитник Отечества.
С.144