Закономерности и принципы управления педагогическими системами

Урок будущего заключается в осмысле-

нии прошедшего.

Ж. Делиль

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимо­действия объекта и субъекта управления в конкретных условиях.

Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управлении; принципы, исходя из этих отношений, устанавливают основные правила (руководящие положения) взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности.

Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

С.228

- зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

- связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работы и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;

- компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

- гуманистическую и демократическую направленность управления.

Обзор научно-педагогической литературы, посвященный проблемам управления образованием, показывает неоднозначность позиций авторов в данном вопросе. Это свидетельствует о том, что система современных принципов управления образовательными учреждениями находится в стадии разработки.

Так, В.П. Симонов выделяет общие принципы управления, принципы научной организации педагогического и управленческого труда, принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

Иную позицию занимает И.Ф. Харламов. К принципам руководящей деятельности в школе он относит следующие: координацию, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе; демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; персональную ответственность всех руководящих лиц школы за выполнение своих должностных функций; умение выделять главные проблемы школы и концентрировать усилия на их решении; регулярный контроль за выполнением указаний вышестоящих органов; поощрение педагогического творчества и поиска путей повышения качества учебно-воспитательного процесса; поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах.

Принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым: демократизация и гуманизация образования; научная обоснованность (научность) управления; непрерывность и последовательность управленческих воздействий; обеспечение единства в управлении; системность и целостность в управлении; оптимальность и эффективность; экономическая и экологическая целесообразность; прак-сиологичность в управлении.

Выстраивание современных принципов управления образовательными учреждениями основывается на двух позициях.

Во-первых, образовательное учреждение — это социальная организация и, следовательно, в управлении ею необходимо ис-

С.229

использовать достижения общей теории управления социальными системами.

Во-вторых, образовательное учреждение — это учреждение особое, специфичное. Основным результатом его функциониро­вания являются обученность, воспитанность и развитие обучаемых (воспитанников).

Поэтому в управлении педагогическими системами должны применяться общие принципы социального управления с учетом специфики образовательно-воспитательных учреждений.

В сфере образования существуют следующие группы управленческих принципов:

- общие принципы организации педагогического труда (научность; системность и целостность; рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами);

- принципы социального управления сферой образования (демократизация и гуманизация; единство единоначалия и коллегиальности в управлении; непрерывность и последовательность управленческих воздействий);

- специфические принципы управления образовательным учреждением (педагогическая направленность управления; нормативность; единство педагогических позиций в педагогическом управлении; сочетание интересов детей и взрослых).

Рассмотрим основные принципы управления образовательными системами.

Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления, а его реализация в значительной мере определяется наличием достоверной (принцип достоверности) и полной {принцип полноты) информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Реализация принципа системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.

Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государствен­ной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению. Внимание общества к гуманистическим ценностям находит свое отражение в гуманизации управления образовательными системами: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, предполагающему субъект-субъектные отношения.

Принцип обеспечения единства единоначалия и коллегиальности в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам вза-

С.230

имодействия управляющей и управляемой подсистем. Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении образовательным учреждением. Единоначалие осуществляется администрацией образовательного учреждения и обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Коллегиальность осуществляется в двух формах — непосредственной демократии (например, общешкольная конференция, педагогический совет) и представительной демократии (совет школы, различные комиссии, комитеты).

Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.

Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, приводящей к достижению поставленной цели. Он предполагает органи­ческое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений.

Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении подразумевает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность.

Принцип праксиологичности в управлении требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из области фундаментальных наук для успешного управления образованием.

Принцип педагогической направленности управления вытекает из положения, что педагогическая деятельность носит управленческий характер. Следовательно, все субъекты педагогической деятельности должны соотносить и адаптировать управленческие и педагогические методы взаимодействия с воспитанниками.

Нормативность как принцип управления предполагает опору на выполнение нормативных требований, содержащихся в образовательных программах, реализуемых данным учебным заве­дением, государственных образовательных стандартах, в ведомственных документах, поступающих из вышестоящих органов управления образованием. Для всех членов коллектива принцип нормативности реализуется через выполнение нормативных требований, содержащихся в документах, регламентирующих дея

С.231

деятельность образовательного учреждения в целом и каждого его работника в частности.

Наличие разных подходов к определению принципов управления образовательными системами подтверждают мнение А. Файоля о том, что принципы управления не могут быть сформулированы окончательно. Они должны быть открытыми для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, учете современных условий жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: