double arrow

Государственно-общественный характер управления образованием

Предвидеть — значит управлять.

Б. Паскаль

Управление образовательными системами, являясь социальной функцией, в течение многих лет было ориентировано на строгое выполнение государственного заказа. Оно предполагало функционирование жестко централизованной системы управления, в основе которой лежало делегирование полномочий и ответственности сверху вниз (управление «по вертикали»). В большинстве образовательных учреждений управление было построено таким образом, что взаимодействие преподавателя и обучающегося, являющееся основным элементом процесса управления, жестко регламентировалось, в связи с чем затруднялась реализация социальных, психолого-педагогических функций управления, ориентированных на личность учащихся и повышение качества их общеобразовательной подготовки.

Переход государственного управления образованием к государственно-общественному управлению — одна из отличительных особенностей современной системы образования. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самосто-

С.220

ятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.

Государственный характер управления системой образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, закрепленная следующей совокупностью принципов, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным собранием РФ на определенный срок. Федеральная программа — это организационно-управленческий проект, содержание которого определяется как общими принци­пами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных регионов (областей, округов), муниципальные (местные).

Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики и, самое главное, создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в системе образования.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации (т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим), при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы управления образования занимаются решением конкретных финансовых, кадровых, организационных проблем.

Органы управления на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача

С.221

органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Характерная особенность современного состояния системы образования в нашей стране — значительное повышение роли в управлении социальных институтов, к которым следует отнести педагогический коллектив, ученический коллектив, семьи учащихся, общественность и активные слои местного населения. Наиболее важной формой участия социальных институтов в управлении образовательного учреждения является их взаимодействие с его руководящими и общественными органами.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием выступают разгосударствле­ние системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (от лат. diversus — разный и fasere — делать) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений, например гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением предметов — как государственных, так и негосударственных.

Разнообразные типы и виды образовательных учреждений обеспечивают благоприятные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья. Обучающиеся (абитуриенты) и их родители сегодня могут выбрать вид образовательного учреждения соответствующего образовательного уровня, профиль образования, учебники, экзамены, виды и формы дополнительного образования, педагога.

В условиях формирующихся рыночных отношений профессиональные образовательные учреждения получили большую самостоятельность, которая проявилась в передаче им части основных полномочий с верхних уровней управления. Они имеют право осуществлять выбор типа учреждения, специализации образования с учетом спроса и предложения на образовательные услуги, отбор и формирование нового содержания образования, создавать новые организационные структуры и механизмы управления, проводить опытно-экспериментальную работу по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания.

С.222

Как всякое новое явление, процесс становления государственно-общественного управления системой отечественного образования сложен и противоречив. Его особенности — это противоречие децентрализации, связанное с передачей на места больших властных полномочий, с одной стороны, и низким уровнем управленческой культуры — с другой; трудности распространения демократических процессов в управлении; проблемы финансирования и распределения средств. Решение этих проблем связано с изучением и внедрением в практику управления научных рекомендаций, а также передового мирового опыта государственно-общественного управления образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: