Глава 8. Управленческая культура руководителя

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ

Управленческая культура руководителя

Нужно иметь авторитет, чтобы им не пользоваться.

Л. Кумор

Руководство — это управленческое действие, предполагающее, прежде всего, мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей. Влияние руководителя на эти потребности с целью их изменения имеет особое значение, так как предполагается изменение педагогического мировоззрения, ценностных ориентации участников педагогического процесса, обучение их исследовательским умениям.

В отличие от функции организации, направленной на упорядочивание официальных (формальных) отношений, руководство как функция управления образовательным учреждением обращено преимущественно на неформальную сторону отношений между сотрудниками, отражает человеческие аспекты управления образовательным учреждением, работу руководителя с педагогическим коллективом.

Стиль руководства выполняет компенсаторную функцию по отношению к структуре способностей личности. Выбор того или иного стиля управления позволяет руководителю опереться на сильные стороны своей индивидуальности и обойти слабые (А.В. Карпов).

В структуру управленческих характеристик и способностей включаются следующие.

1. Менеджерские характеристики. К ним относятся свойства индивида, не являющиеся управленческими способностями как таковыми, но оказывающие существенное влияние на успешность управленческой деятельности. Это — биографические характеристики и личностные качества эффективного менеджера.

С.237

В группе биографических характеристик выделяются факторы возраста, пола, культурно-образовательного уровня, социаль­но-экономического статуса.

В группе личностных качеств эффективного менеджера выделяются доминантность, уверенность, эмоциональная стабильность, ответственность, надежность, независимость, общительность.

2. Общеорганизаторские способности. В эту категорию включены общеуправленческие способности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности, и способности локального характера, обусловленные той или иной основной управленческой функцией.

В группе общеуправленческих способностей человека выделяются психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт, общественная энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности.

В группе локальных способностей руководителя образовательного учреждения выделяются способности к целеполаганию, прогнозированию, планированию, принятию управленческих решений, коммуникативные способности, способность к мотивации, способности контроля, способность разбираться в людях, профессиональная компетентность руководителя.

3. Общие и специальные способности. В отличие от предыдущих способностей, выделенных по функционально-деятельностному признаку, категория общих и специальных управленческих способностей выделяется согласно структурно-психологическому критерию.

В данной категории между общими способностями (макроуровень в структуре психики) и специальными способностями (микроуровень в структуре психики) находится группа интегральных способностей, составляющих мезоуровень в общей структуре способностей.

К общим способностям руководителя относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, самореализация.

В группе специальных способностей руководителя образовательного учреждения выделяются мнемические, мыслительные и перцептивные.

К интегральным относятся способности к реализации главных управленческих функций — планирования, организации, контроля и др.

Таким образом, способности человека к управленческой деятельности характеризуются разными качественными параметрами. Зависимость эффективности управленческой деятельности от сформированное™ у руководителя личностных и профессиональ-

С.238

ных качеств имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Эффективный руководитель должен обладать необходимой личностной и профессиональной компетентностью, благодаря чему он может гибко изменять стиль своей деятельности сообразно ситуации.

Одним из направлений в современной педагогической теории и образовательной практике выступает ориентация на формирование «человека культуры». Это обусловливает необходимость рассматривать цели и содержание образования не в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры (нравственная, экологическая, эстетическая культура и т.д.).

Соответственно и управленческий опыт руководителя образовательного учреждения (ОУ) рассматривается через понятие управленческая культура.

Ряд авторов (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.В. Мищенко, Е.Н. Шиянов) понятие «управленческая культура» раскрывают в категориях ценностей, технологий, творчества: «Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой».

На первом месте в числе слагаемых управленческой культуры находится аксиологический компонент. Этот компонент представляет собой совокупность управленческо-педагогических ценностей.

На втором месте в структуре управленческой культуры руководителя образовательного учреждения находится технологический компонент. Технология внутришкольного управления основывается на умениях руководителя-менеджера реализовывать управленческие функции педагогического анализа и планирования, организации, контроля и др.

Третьим компонентом управленческой культуры руководителя ОУ является личностно-творческий компонент. Он предполагает развитие у руководителя отношения к управленческой деятельности как к деятельности творческой. Творчество руководителя-менеджера может заключаться в преобразовании и самостоятельный интерпретации освоенных ценностей и технологий управления.

Успешное выполнение задач при реализации функции руководства обусловлено не только способностями и личностными качествами руководителя.

Важной задачей руководства является формирование педагогического коллектива, способного эффективно осуществлять и развивать учебно-воспитательную деятельность в ОУ.


С.239


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: