Повышение квалификации и аттестация педагогических работников

Мало найдется резких и неожиданных

взлетов в карьере, которые были бы безу-

пречны.

П. Буаст

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация», «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Ступень квалификацииэто завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соот­ношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии {специальности). Совокупность сту­пеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках определенной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений.

Эффективным средством мотивации и стимулирования труда педагогов и руководителей образовательных учреждений является использование возможностей системы аттестации педагогических работников.

Аттестация (от лат. attestatio — свидетельство) — определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося, отзыв о его способностях, деловых или иных качествах. Аттестация педагогических работников как один из инструментов управления качеством образования была официально введена в практику управления в 1980-е гг., процедура аттестации неоднократно изменялась.

Цель аттестации — создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

С.240

Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Аттестация проводится по желанию педагогов. Они сами определяют свои претензии и возможности аттестоваться на присуждение определенного тарифного разряда, а также имеют право выбора формы аттестации. Педагогические работники, не изъявившие желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда, получают оплату в зависимости от образования и стажа.

Форма аттестации — это четкая, протекающая во времени организация аттестационного процесса, в котором в единстве выступают задачи, содержание и процедуры аттестации.

Формы аттестации, позволяющие определить уровень компетентности педагогических работников.

1. Собеседование (по определенной программе).

2. Письменный самоанализ собственного педагогического опыта с последующей внешней оценкой.

3. Письменный опрос, сопутствующий образовательному процессу (накопление информации о знаниях педагога).

4. Защита творческой разработки и оценка ее учебной комиссией.

5. Защита авторской программы (учебного предмета, факультатива, кружка, спецкурса).

6. Защита индивидуального творческого проекта (ИТП).

7. Защита реферата.

8. Проведение педагогом деловой игры («круглого стола», учебной дискуссии, обучающего методического совета).

9. Обобщение личного опыта по модульной технологии и представление его в банк данных.

10.Выступление на научно-практической конференции.

Тестирование педагога.

Каждая форма аттестации, показывающая компетентность педагога, осуществляется через определенную процедуру.

Процедура аттестации понимается как структура действий в рамках одной формы аттестации. В пределах Единой тарифной сетки руководителям учреждений образования устанавливается диапазон разрядов с 12-го по 16-й, заместителям руководителей — с 11 -го по 15-й, учителям — с 7-го по 14-й.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

Под квалификационной категорией понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профес-

С.241

профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, другие федеральные и ведомственные органы управления образованием.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения.

Технология аттестации педагогических работников:

· первый этап — создание аттестационной комиссии в образовательном учреждении решением педагогического совета и ее утверждение руководителем данного учреждения; назначаются ответственные за организацию аттестации;

· второй этап — организация оценки уровня квалификации преподавателя, результативности его профессиональной деятельности;

· третий этап — это оценка уровня квалификации и профессиональной деятельности преподавателя.

Аттестацию проводят следующие аттестационные комиссии:

- центральная, создаваемая Федеральным агентством по образованию (ранее Министерством образования и науки Российской Федерации), а также федеральными ведомственными органами управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;

- главная, создаваемая органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;

- муниципальная, создаваемая соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;

- аттестационная, создаваемая образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

При аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы.

Проблема аттестации педагогических кадров — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.

С.242


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: