Маркетинг образовательных услуг

Бывают услуги настолько большие, что

рассчитаться за них можно только неблаго-

дарностью.

А. Дюма-отец

Удовлетворяя разнообразные образовательные потребности людей, учебные заведения расширяют спектр услуг (разрабатывают новые образовательные программы, курсы, создают школы, издают соответствующие пособия и литературу, проводят консультации, исследования, диагностику и т.д.).

Образовательная услуга удовлетворяет личные (для конечного потребителя), групповые (для предприятий-работодателей) и общественные (для государства) потребности.

С позиции личности образовательная услуга — это процесс передачи потребителю знаний и умений общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвития и самоутверждения.

С позиции предприятия образовательная услуга — это процесс профессиональной подготовки кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности персонала.

С позиции государства образовательная услуга — это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Существуют пять характеристик образовательных услуг:

1) неосязаемость услуги;

2) неотделимость услуги от источника (преподаватель не мо­жет предоставить услугу, если в аудитории нет студентов);

3) непостоянство качества услуги (определяется, кем, когда и где предоставляется услуга);

4) недолговечность услуги (нельзя хранить с целью последующей продажи или использования; например, плата со студента за обучение берется вне зависимости от посещаемости);

5) отсутствие владения (не является чьей-либо собственностью, какого-либо учреждения).

С.245

Маркетинг образовательных услуг — это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

- - личности — в образовании;

- учебного заведения — в развитии и благосостоянии его персонала;

- общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Эффективное удовлетворение этих потребностей — цель маркетинга в образовании, критерий его эффективности.

К маркетинговым методам относятся реклама, продвижение товара, анализ рынка и сбыта.

Методами маркетинговых исследований являются научное наблюдение, опрос, анкетирование.

Управление маркетингом — целенаправленная координация маркетинговой деятельности организации с учетом требований рынка, с целью предоставления качественных товаров и услуг целевым потребителям.

Система управления маркетингом образовательного учреждения — это совокупность подсистем:

- анализ рынка образовательных услуг;

- разработка плана маркетинга образовательного учреждения;

- реализация плана маркетинга образовательного учреждения. Маркетинговые коммуникации — процесс обмена информацией между субъектами рынка, включающий:

- рекламу (Интернет, ТВ, почта, радио);

- связи с общественностью (СМИ, спонсорство);

- содержание фирменного стиля, рекламных слоганов;

- стимулирование продаж (ценовые скидки, льготы, гранты, конкурсы, лотереи);

- прямой маркетинг (базы данных, телефонный маркетинг, каналы прямого отклика);

- ярмарочную и выставочную деятельность;

- сотрудничество (совместное обучение, фонды, центры, ас­социации, меценатство, международное сотрудничество).

Образовательный маркетинг своей целью имеет изучение рынка образовательных услуг, потребностей в специалистах, подготавливаемых в данном учебном заведении, а также активное воздействие на процесс формирования профессиональных мотиваций и склонностей (профориентационная работа).

Маркетинг в сфере образовательных услуг — научно обоснованная система мероприятий по изучению рынка образователь­ных услуг, обеспечивающая выявление потребностей потребителей, разработку соответствующих этим потребностям услуг, их продвижение (реализацию) к потребителям и получение на этой основе максимального эффекта, в том числе и прибыли.

С.246

С этих позиций маркетинг в сфере образовательных услуг рассматривается как научно обоснованная система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: