Бывают услуги настолько большие, что
рассчитаться за них можно только неблаго-
дарностью.
А. Дюма-отец
Удовлетворяя разнообразные образовательные потребности людей, учебные заведения расширяют спектр услуг (разрабатывают новые образовательные программы, курсы, создают школы, издают соответствующие пособия и литературу, проводят консультации, исследования, диагностику и т.д.).
Образовательная услуга удовлетворяет личные (для конечного потребителя), групповые (для предприятий-работодателей) и общественные (для государства) потребности.
С позиции личности образовательная услуга — это процесс передачи потребителю знаний и умений общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвития и самоутверждения.
С позиции предприятия образовательная услуга — это процесс профессиональной подготовки кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности персонала.
|
|
С позиции государства образовательная услуга — это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.
Существуют пять характеристик образовательных услуг:
1) неосязаемость услуги;
2) неотделимость услуги от источника (преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов);
3) непостоянство качества услуги (определяется, кем, когда и где предоставляется услуга);
4) недолговечность услуги (нельзя хранить с целью последующей продажи или использования; например, плата со студента за обучение берется вне зависимости от посещаемости);
5) отсутствие владения (не является чьей-либо собственностью, какого-либо учреждения).
С.245
Маркетинг образовательных услуг — это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:
- - личности — в образовании;
- учебного заведения — в развитии и благосостоянии его персонала;
- общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Эффективное удовлетворение этих потребностей — цель маркетинга в образовании, критерий его эффективности.
К маркетинговым методам относятся реклама, продвижение товара, анализ рынка и сбыта.
Методами маркетинговых исследований являются научное наблюдение, опрос, анкетирование.
Управление маркетингом — целенаправленная координация маркетинговой деятельности организации с учетом требований рынка, с целью предоставления качественных товаров и услуг целевым потребителям.
|
|
Система управления маркетингом образовательного учреждения — это совокупность подсистем:
- анализ рынка образовательных услуг;
- разработка плана маркетинга образовательного учреждения;
- реализация плана маркетинга образовательного учреждения. Маркетинговые коммуникации — процесс обмена информацией между субъектами рынка, включающий:
- рекламу (Интернет, ТВ, почта, радио);
- связи с общественностью (СМИ, спонсорство);
- содержание фирменного стиля, рекламных слоганов;
- стимулирование продаж (ценовые скидки, льготы, гранты, конкурсы, лотереи);
- прямой маркетинг (базы данных, телефонный маркетинг, каналы прямого отклика);
- ярмарочную и выставочную деятельность;
- сотрудничество (совместное обучение, фонды, центры, ассоциации, меценатство, международное сотрудничество).
Образовательный маркетинг своей целью имеет изучение рынка образовательных услуг, потребностей в специалистах, подготавливаемых в данном учебном заведении, а также активное воздействие на процесс формирования профессиональных мотиваций и склонностей (профориентационная работа).
Маркетинг в сфере образовательных услуг — научно обоснованная система мероприятий по изучению рынка образовательных услуг, обеспечивающая выявление потребностей потребителей, разработку соответствующих этим потребностям услуг, их продвижение (реализацию) к потребителям и получение на этой основе максимального эффекта, в том числе и прибыли.
С.246
С этих позиций маркетинг в сфере образовательных услуг рассматривается как научно обоснованная система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения.