Величие некоторых дел состоит не столь-
ко в их размерах, сколько в их своевременности.
Сенека
Социальное партнерство — особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Выделяют вертикальное и горизонтальное социальное партнерство.
Социальное партнерство в системе профессионального образования рассматривается как один из факторов научной и инновационной деятельности учебных заведений.
Необходимость социального партнерства обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к деятельности профессиональных образовательных учреждений (ПОУ): подготовить профессионально мобильного специалиста, умеющего эффективно организовывать и планировать коллективный труд и
С.275
самостоятельно исполнять сложные производственные операции; способного к предпринимательской деятельности и профессиональной адаптации в условиях конкуренции.
|
|
Подготовка таких специалистов невозможна без тесного сотрудничества сферы профессионального образования с заказчиками и работодателями (отраслевые министерства, ведомства, служба занятости, предприятия, организации, ассоциации), с профсоюзами.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями институтов национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомственных и общественных организаций, с родителями и работодателями.
ПОУ — открытая социально-педагогическая система, находящаяся в тесном взаимодействии с внешней средой. Характер этих взаимоотношений влияет на эффективность деятельности ПОУ, его управленческую структуру, конкурентоспособность, развитие и саморазвитие.
Социальное партнерство применительно к профессиональному образованию — система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службой занятости, профсоюзами, родителями; система, позволяющая отслеживать и учитывать развитие рынка труда, объемов и структуры востребованных профессий, диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.
В сфере образования выделяются два уровня социального партнерства:
- обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном учреждении (внутренний уровень);
|
|
- обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными институтами (внешний уровень).
У субъектов социально-педагогического партнерства на любом уровне взаимодействия могут и должны быть как общие, так и разные цели, что не только естественно, но и необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия.
Цели социального партнерства в сфере профессионального образования:
- реализация государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки персонала;
- обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций;
- быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки персонала к изменениям на рынке труда;
С.276
- обеспечение рабочими местами безработных и незанятого населения;
- повышение кадрового потенциала, профессиональной компетентности, мобильности и конкурентоспособности наемных работников.
После определения стратегических целей взаимодействия каждого социально-педагогического партнера на каждом уровне взаимодействия необходима разработка тактических шагов (планов мероприятий) по достижению общей цели.
Для реализации вышеперечисленных целей социального партнерства предполагается участие партнеров:
- в определении квалификационных требований;
- в разработке стандартов профессионального образования;
- в управлении ПОУ, попечительскими советами;
- в разработке новых механизмов финансирования деятельности и др.
Разработка модели социального партнерства ПОУ осуществляется по направлениям:
1) анализ перспектив развития методов экономики, на которую ориентировано ПОУ;
2) определение социальных партнеров;
3) выявление конкурентов;
4) определение профессий (специальностей) подготовки и лицензирования;
5) оформление договоров с социальными партнерами;
6) разработка необходимой нормативной документации;
7) корректировка управленческой структуры ПОУ и плана работы.
Основная форма реализации социального партнерства — договоры и соглашения между ПОУ и субъектами рынка труда и образовательных услуг.
Основными формами сотрудничества профессионального образовательного учреждения с социальными партнерами являются:
- организация производственного обучения и практики студентов;
- стажировка и повышение квалификации педагогических работников;
- совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; профориентация обучающихся;
- организация конкурсов и олимпиад; содействие в трудоустройстве;
- социальное взаимодействие и др.
Основной способ осуществления социального партнерства — социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.
С.277