Проектирование педагогического процесса

Мудрое преобразование сродни про-

цессу творения.

П. Буаст

Педагогическое проектирование заключается в содержатель­ном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Выделяются несколько подход о в к реализации проектировочной деятельности педагога:

продуктивный подход, который ориентируется на конечный результат и оформляется в виде траектории поступательного движения педагогического процесса к его идеальной модели;

процессуальный подход, направленный на построение и организацию оптимального преобразования блоков, которые входят в проектировочную деятельность, и конструирование их сочетаний, предполагает ответственность педагога не только за конечный результат, но и за процесс его получения;

С.313

вариативный подход, который учитывает ход изменений и процесс трансформации объекта на отдельных этапах реализации педагогического процесса;

саморазвивающийся подход, в котором всеми участниками проектировочной деятельности принимается необходимость брать на себя функции управления развитием системы, а педагог-проектировщик обеспечивает приобретение умений в ходе реализации технологических механизмов.

Модель проектируемого педагогического процесса состоит из пяти основных параметров: целеполагания, диагностики, домашней самостоятельной работы учащихся, логической структуры учебного процесса, коррекционной деятельности учителя.

Перечисленные параметры модели учебного процесса представляют собой дидактическую информацию о цели и направленности учебного процесса; о достижении или недостижении цели; о содержательной и количественной оценке объема, харак­тера, особенностей деятельности учащихся, необходимой и достаточной для успешного прохождения диагностики; о наличии «брака» в учебном процессе, т.е. об учащихся, не прошедших диагностику; о содержании методических путей коррекции отставания в усвоении учебного материала; о переводе методиче­ского замысла в модель учебного процесса.

Технологизация модели учебного процесса представляется в виде проекта учебной темы — технологической карты.

Технологическая карта — это процедурная модель проектирования учебного процесса, являющаяся своего рода паспортом темы учебного курса. Структурный состав технологической кар­ты образуют следующие блоки: целеполагание, диагностика, дозирование, логическая структура учебного предмета, коррекция. Технологические карты по всем темам учебного материала интегрируются в совокупность технологических карт, которая становится носителем основного содержания изучаемого предмета. Технологические компоненты содержания — дидактический ма­териал, учебный материал.

Дидактический материал — система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Учебный материал — система идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебном процессе.

Учебный материал допустимо рассматривать как педагогиче­ски целесообразную систему познавательных задач. Построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по

С.314

проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.

При проектировании педагогического процесса к его содержанию предъявляются определенные требования:

- научность и практическая значимость;

- ограниченность во времени;

- учет подготовленности учащихся.

Существует закономерность, состоящая в том, что педагог, достигший положительных конечных результатов, никогда не следует в точности за предписанной извне программой. На ее основе он создает свою собственную программу деятельности, ори­ентируясь на психологические особенности усвоения учебной информации учащимися, выделяя фундаментальные понятия в изучаемом предмете, без знания которых невозможно глубокое и полное его усвоение.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое педагогическое проектирование?

2. Назовите источники проектирования учебного процесса.

3. Укажите основные понятия педагогического проектирования.

4. Как соотносятся понятия «проектирование» и «планирование»?

5. Опишите путь прохождения педагогического проекта от идеи до конкретного воплощения.

6. Сформулируйте значимость педагогического проектирования в педагогической деятельности.

7. Какое звено системы непрерывного образования наиболее остро нуждается в прогнозировании?

8. Чем обусловлено в образовании понятие «прогностичность»?

9. Какие аспекты комплексного прогнозирования образовательной системы вы знаете?

10.Какие процессуальные действия следует выполнять при проектировании образования на федеральном уровне и какие — на региональном?

11. Перечислите основные этапы проектирования педагогического процесса.

12. Что служит основой для проектирования содержания учебного предмета?

13. В чем состоят особенности проектирования содержания учебного материала?

14. Посредством каких педагогических приемов обеспечивается качество усвоения спроектированного содержания?

15. Какую роль в успешности результатов педагогического процесса играет педагогическое прогнозирование? Назовите и охарактеризуйте виды педагогического прогнозирования.

С.315

Глава 13





Подборка статей по вашей теме: