Мудрое преобразование сродни про-
цессу творения.
П. Буаст
Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.
Выделяются несколько подход о в к реализации проектировочной деятельности педагога:
продуктивный подход, который ориентируется на конечный результат и оформляется в виде траектории поступательного движения педагогического процесса к его идеальной модели;
процессуальный подход, направленный на построение и организацию оптимального преобразования блоков, которые входят в проектировочную деятельность, и конструирование их сочетаний, предполагает ответственность педагога не только за конечный результат, но и за процесс его получения;
С.313
вариативный подход, который учитывает ход изменений и процесс трансформации объекта на отдельных этапах реализации педагогического процесса;
саморазвивающийся подход, в котором всеми участниками проектировочной деятельности принимается необходимость брать на себя функции управления развитием системы, а педагог-проектировщик обеспечивает приобретение умений в ходе реализации технологических механизмов.
Модель проектируемого педагогического процесса состоит из пяти основных параметров: целеполагания, диагностики, домашней самостоятельной работы учащихся, логической структуры учебного процесса, коррекционной деятельности учителя.
Перечисленные параметры модели учебного процесса представляют собой дидактическую информацию о цели и направленности учебного процесса; о достижении или недостижении цели; о содержательной и количественной оценке объема, характера, особенностей деятельности учащихся, необходимой и достаточной для успешного прохождения диагностики; о наличии «брака» в учебном процессе, т.е. об учащихся, не прошедших диагностику; о содержании методических путей коррекции отставания в усвоении учебного материала; о переводе методического замысла в модель учебного процесса.
Технологизация модели учебного процесса представляется в виде проекта учебной темы — технологической карты.
Технологическая карта — это процедурная модель проектирования учебного процесса, являющаяся своего рода паспортом темы учебного курса. Структурный состав технологической карты образуют следующие блоки: целеполагание, диагностика, дозирование, логическая структура учебного предмета, коррекция. Технологические карты по всем темам учебного материала интегрируются в совокупность технологических карт, которая становится носителем основного содержания изучаемого предмета. Технологические компоненты содержания — дидактический материал, учебный материал.
Дидактический материал — система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы и служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Учебный материал — система идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебном процессе.
Учебный материал допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач. Построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по
С.314
проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.
При проектировании педагогического процесса к его содержанию предъявляются определенные требования:
- научность и практическая значимость;
- ограниченность во времени;
- учет подготовленности учащихся.
Существует закономерность, состоящая в том, что педагог, достигший положительных конечных результатов, никогда не следует в точности за предписанной извне программой. На ее основе он создает свою собственную программу деятельности, ориентируясь на психологические особенности усвоения учебной информации учащимися, выделяя фундаментальные понятия в изучаемом предмете, без знания которых невозможно глубокое и полное его усвоение.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое педагогическое проектирование?
2. Назовите источники проектирования учебного процесса.
3. Укажите основные понятия педагогического проектирования.
4. Как соотносятся понятия «проектирование» и «планирование»?
5. Опишите путь прохождения педагогического проекта от идеи до конкретного воплощения.
6. Сформулируйте значимость педагогического проектирования в педагогической деятельности.
7. Какое звено системы непрерывного образования наиболее остро нуждается в прогнозировании?
8. Чем обусловлено в образовании понятие «прогностичность»?
9. Какие аспекты комплексного прогнозирования образовательной системы вы знаете?
10.Какие процессуальные действия следует выполнять при проектировании образования на федеральном уровне и какие — на региональном?
11. Перечислите основные этапы проектирования педагогического процесса.
12. Что служит основой для проектирования содержания учебного предмета?
13. В чем состоят особенности проектирования содержания учебного материала?
14. Посредством каких педагогических приемов обеспечивается качество усвоения спроектированного содержания?
15. Какую роль в успешности результатов педагогического процесса играет педагогическое прогнозирование? Назовите и охарактеризуйте виды педагогического прогнозирования.
С.315
Глава 13