Отбор и структурирование теоретического содержания
АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Лекция 5
(4 ЧАСА)
План
1. Отбор и структурирование теоретического содержания
2. Понятие педагогического проектирования: метод проектов
3. Принципы педагогического проектирования
4. Методика подготовки к проведению урока теоретического обучения
4.1. Требования к организации системы уроков
4.2. виды уроков
5. Планирование в деятельности педагога
6. Межпредметные и внутрипредметные связи
Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества. Таковыми сегодня являются:
· соответствие логике ПО;
· степень удовлетворения содержания принципам обучения (научности, последовательности, системности и т.д.);
· учет психологических возможностей и возрастных особенностей обучающихся;
· потребности личности в образовании (начальное, среднее профессиональное, дифференцированное, коррекционное).
Содержание учебного предмета определяется на основе дерева учебных целей его изучения, которое разрабатывается на этапе целеобразования. Цель обучения, с одной стороны, определяет содержание учебного предмета, с другой стороны, служит критерием оценки качества усвоения учащимися этого содержания.
Кроме собственно перечисления изучаемых объектов цели обучения диктуют требования к уровню их усвоения, а значит, и к уровню их представления учащимся. Уровень представления, в свою очередь задает степень подробности описания каждого объекта, подлежащего усвоению, а также способ представления.
Рассматривая содержание профессионального обучения, традиционно выделяют две составляющие: теоретическое содержание и практическое содержание обучения. Основным ориентиром при отборе элементов содержания является Федеральный Государственный образовательный Стандарт.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Многие известные педагоги, так или иначе, касались проблем педагогического проектирования и технологии.
Проектирование образовательного процесса, например какого-либо учебного курса, должно идти в определенной логике. Очень кратко можно описать следующие этапы проектирования:
- определение и четкое понимание целей и задач преподавания, учитывающих и предназначение курса, и специфику учащихся, и индивидуальные особенности педагога;
- разработка собственного содержания, адекватного той или иной образовательной ситуации, либо отбор подходящих программ, учебников, дидактических разработок и внесение в них необходимых корректив;
- выбор форм и методов работы;
- выбор средств диагностики образовательного процесса.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда учащихся в процессе учения сегодня является метод проектов.