Гражданская авиация – роль в хозяйстве страны, организации, предприятия

В соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст.20) авиация страны подразделяется на гражданскую, государственную (военная, спецназначения и др.) и экспериментальную.

Воздушные суда (ВС) ГА, эксплуатирующиеся с целью получения прибыли, относятся к авиации авиакомпаний. ВС ГА, экслуатирующиеся не с целью получения прибыли (ведомственные, спортивные, частные и др.), относятся к авиации общего назначения (АОН).

1.1. Гражданская авиация в единой хозяйственной системе страны

Целевое назначение ГА – перевозка пассажиров и грузов. Важно определить ее место в единой транспортной системе (ЕТС) страны и ее взаимодействие с другими хозяйственными отраслями страны.

На долю воздушного транспорта (ВТ) приходится около 30% пассажирских перевозок между городами, а на дальних расстояниях – до 80% возрастают и грузовые перевозки. Особенно важна роль воздушных перевозок в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где ГА, взаимодействуя с железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортом, является важным (а иногда и незаменимым) звеном ЕТС.

Самолеты и вертолеты ГА используются в геологии, сельском хозяйстве, при перевозке почты и матриц печатных изданий, при проведении аварийно-спасательных работ, на монтаже высотных конструкций, на строительстве нефтяных и газовых трубопроводов, в здравоохранении, разведке косяков рыбы, проводке судов в Арктике, на аэрофотосъемке, на охране лесов от пожаров, на установке опор линии электропередач, для обеспечения работы научных экспедиций, в работах по экологии и разведке природных ресурсов и т.д.

В то же время ГА является крупным заказчиком для других хозяйственных отраслей страны. Так, авиационная промышленность разрабатывает и поставляет для ГА самолеты и вертолеты, радиотехническая промышленность производит все наземные и бортовые радиосредства для ГА, приборостроение обеспечивает ГА измерительной аппаратурой и приборными комплексами, у Министерства связи арендуются для ГА каналы связи и т.д. С Министерством обороны (которое имеет свою боевую и транспортную авиацию) ГА взаимодействует при управлении воздушным движением (УВД).

1.2. Международная организация ИКАО

С 1970 г. СССР, а ныне его правопреемник Россия состоит членом Международной организации гражданской авиации - ИКАО (International Civil Aviation Organisation). ИКАО является специализированным учреждением ООН, призванным осуществлять международное сотрудничество в ГА в целях обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений. В настоящее время ИКАО объединяет около 190 государств мира и является одной из авторитетных международных организаций. По существу, деятельность всей системы мирового ВТ во всех важнейших областях регулируется и направляется этой организацией. Штаб-квартира ИКАО располагается в г.Монреале.

В ноябре 1944 г. в Чикаго по инициативе США представители 52 государств обсудили проблемы международной ГА. Эта встреча, вошедшая в историю как Чикагская конференция, прошла без участия СССР. В ходе конференции было согласовано, что новая международная организация будет заниматься, в первую очередь, аэронавигационными вопросами, способствуя повышению безопасности полетов и их регулярности, а также экономическими вопросами, решения которых должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок. Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о международной ГА, получившей название Чикагской конвенции 1944 г., ряда других документов. Предусматривалось, что новая организация получит право на существование только после ратификации Конвенции 26 государствами. В 1948 г. вступило в силу соглашение между ИКАО и ООН, по которому ИКАО признавалась специализированным учреждением ООН.

Чикагская конвенция 1944г. как уставной документ ИКАО

Конвенция состоит из преамбулы и четырех частей, включающих 22 главы (96 статей). В преамбуле, в частности, говорится о том, что страны заключили настоящую Конвенцию для того, чтобы международная ГА могла развиваться безопасным упорядоченным образом и международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично.

Основными принципами Чикагской конвенции, изложенными в первой главе части I «Аэронавигация», являются:

- полный и исключительный суверенитет каждого государства над воздушным пространством (ВП) над своей территорией;

- обязательства Договаривающихся государств не использовать ГА в каких-либо целях, несовместимых с духом и целями Конвенции;

- применение Конвенции только к гражданским ВС, в отличие от государственных ВС, используемых на военной, таможенной и полицейской службах;

- обязательство Договаривающихся государств при установлении правил для своих государственных ВС обращать внимание на безопасность навигации гражданских ВС.

В других пяти главах части I Конвенции приведены основные положения, регламентирующие права и обязанности государств при выполнении регулярных международных воздушных сообщений и нерегулярных полетов; приведены правила государственного контроля и обслуживания ВС в аэропортах и меры содействия аэронавигации; требования и условия, которым должны отвечать ВС, а также изложен порядок разработки и принятия международных стандартов и рекомендуемой практики.

Часть II «Международная организация ГА», состоящая из 7 глав (24 статей), представляет собой Устав ИКАО. В нем изложены цели и задачи организации, структура ее представительных органов и их функции, общие требования к персоналу и бюджету организации.

Часть III «Международный воздушный транспорт» включает 3 главы (13 статей), в которых рассмотрены основные вопросы международных воздушных перевозок, обязанности предоставления информации и отчетов о деятельности авиапредприятий, установление государственных маршрутов полетов, аэропортов и аэронавигационных средств.

В части IV «Заключительные положения», состоящей из 6 глав (18 статей), обозначены договорно-правовые условия подписания и расширения соглашений в области ГА, порядок разрешения споров между государствами и т.д.

Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947г. Официальными языками ИКАО являлись английский, французский, испанский и русский; арабский и китайский – рабочие языки.

Общая структура органов ИКАО представлена на схеме (рис. 1.1).

Рис.1.1. Общая структура представительных органов ИКАО

Ассамблея ИКАО собирается 1 раз в 3 года. Во главе Совета ИКАО - Президент. Во главе Секретариата ИКАО – Генеральный секретарь. В состав Совета избираются представители 33 государств сроком на 3 года.

1.3. Воздушный кодекс Российской Федерации

С 01.04.1997г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), подписанный президентом РФ 19.03.1997г. за № 60-ФЗ. В его преамбуле записано:

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В составе ВК РФ 18 глав. Их названия могут дать представление о круге проблем и вопросов, им регламентируемых.

Глава I. Общие положения (статьи 1-10).

Глава II. Государственное регулирование использования воздушного пространства (статьи 11-19).

Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации (статьи 20-26).

Глава IV. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации (статьи 27-31).

Глава V. Воздушные суда (статьи 32-39).

Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения (статьи 40-51).

Глава VII. Авиационный персонал (статьи 52-55).

Глава VIII. Экипаж воздушного судна (статьи 56-60).

Глава IX. Авиационные предприятия (статьи 61-65).

Глава X. Полеты воздушных судов (статьи 66-78).

Глава XI. Международные полеты воздушных судов (статьи 79-82).

Глава XII. Авиационная безопасность (статьи 83-85).

Глава XIII. Поиск и спасание (статьи 86-94).

Глава XIV. Расследование авиационного происшествия или инцидента (статьи 95-99).

Глава XV. Воздушные перевозки (статьи 100-113).

Глава XVI. Авиационные работы (статьи 114-115).

Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя (статьи 116-135).

Глава XVIII. Заключительные положения (статьи 136-137).

В рамках настоящего пособия можно привести лишь некоторые положения ВК РФ.

Статья 1, п.1. РФ обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства (ВП) РФ.

Статья 2, п.1. Воздушное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования ВП, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Статья 8, п.2. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

Статья 14, п.1 (фрагменты). Организация использования ВП предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения (ВД), а также другой деятельности по использованию ВП. Организация использования ВП включает в себя: 1) установление структуры ВП; 2) планирование и координирование использования ВП в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса; 3) организацию ВД;

п.2 (фрагменты). Организация использования ВП осуществляется органами единой системы организации ВД. Положение о единой системе организации ВД утверждается Правительством РФ.

Статья 20. Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Статья 32. Воздушное судно (ВС) – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды.

Статья 35 (фрагменты). Требования к летной годности гражданских ВС и охране окружающей среды определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения…

Статья 38, п.1. Каждому гражданскому ВС, имеющему средства радиосвязи, присваивается позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Статья 40, п.1. Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки ВС;

п.3. Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки ВС, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Статья 58. О правах командира ВС.

Статья 68. Полету ВС должна предшествовать подготовка ВС и его экипажа. Правила подготовки к полету ВС и его экипажа и контроль за их готовностью устанавливается соответствующим специально уполномоченным органом.

Статья 71, п.1. ВС, имеющие средства радиосвязи, и соответствующий орган обслуживания ВД (управления полетами) обязаны осуществлять между собой радиосвязь.

Статья 78, п.1. Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов ВС и радиосвязи с ними специально уполномоченным органом в области обороны в установленном порядке выделяются радиочастоты, которые должны быть защищены от помех.

1.4. Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ)

В Положении о Федеральном агентстве воздушного транспорта (ФАВТ) записаны разделы 1. Общие положения; II. Полномочия; III. Организация деятельности.

В частности, фрагментарно, даны определения:

1. ФАВТ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД РФ), в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.

2. ФАВТ находится в ведении Министерства транспорта РФ.

Ниже приводятся некоторые фрагменты из Положения о ФАВТ, непосредственно относящиеся к МГТУ ГА.

ФАВТ:

п.5.1.- проводит … конкурсы и заключает государственные контракты … на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности…;

п.п.5.3.1. – организует … проведение обязательной сертификации аэродромов …, используемых в целях ГА, аэропортов, объектов ЕС ОрВД РФ, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности);

п.п.5.3.3. – организует обучение и повышение квалификации авиационного персонала ГА…;

п.5.11. – организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

п.5.14. – организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

п.6.2. – имеет право привлекать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства.

В связи с важностью, сложностью и объемностью вопросов аэронавигации наряду с ФАВТ вне ведения Министерства транспорта существует Федеральная аэронавигационная служба России, подчиненная напрямую Правительству РФ.

1.5. Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС)

Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов ВС, авиационной и экологической безопасности.

Государственное регулирование ИВП возложено на федеральную аэронавигационную службу, которая является специально уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ИВП РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей ВП РФ и авиационно-космического поиска и спасения.

Правовые основы ИВП устанавливает Воздушный кодекс РФ, а руководство ФАНС осуществляет Правительство РФ.

В структуру ФАНС входит 10 Управлений, в том числе:

- Управление государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения;

- Управление организации авиационно-космического поиска и спасения;

- Управление радиотехнического обеспечения полетов, радиосвязи, модернизации и сертификации;

- Управление международного сотрудничества и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: