Умения инженера

В обеспечении безопасности, регулярности полетов ВС и экономичности их эксплуатации важнейшую роль играет надежность авиационной техники вообще и РЭО, в частности.

Научных определение понятий и параметров надежности в данном пособии нет – это предмет специальных УД. Здесь ограничимся представлением о том, что надежная техника – это та, которая с высокой степенью вероятности будет выполнять свои функции в течение гарантированного периода времени, т.е. не подведет, а применительно к авиации - не создаст опасных ситуаций.

Все параметры надежности носят вероятностный характер, т.е. дают представление о некоторых усредненных величинах.

Надежность изделия закладывается в проект при его разработке (конструировании), а реализуется при изготовлении и в процессе эксплуатации. При этом разработчик использует статистические данные, должным образом собранные и обработанные, о практике использования аналогичных изделий и входящих в него элементов. Если в процессе производства не будут выдержаны допуски на точность изготовления, на технические параметры используемых материалов, на параметры технологических процессов и т.п., т.е. на те условия, при которых собирались статистические данные, заложенная в проекте надежность реализована не будет. Это же относится и к эксплуатации. Если изделие эксплуатируется с перегрузками по электрическим и механическим параметрам, по перепаду влажности, температур и давлений, по вибрациям и т.п., не предусмотренными при сборе статистических данных, проектная надежность изделия реализована не будет.

Грамотные постановка эксперимента, сбор, обработка и анализ экспериментальных данных – очень важные умения, необходимые инженеру – эксплуатационнику.

Основываясь на знаниях о требованиях к изделию, предъявляемых условиями эксплуатации, о качестве современных материалов, о прогрессивной элементной базе РЭО, о схемотехнике, о возможностях вычислительной техники, о новейших технологических процессах и т.д., инженер должен уметь сформулировать прогрессивные технические требования (ТТ) и техническое задание (ТЗ) на разрабатываемое изделие, способствуя этим научно-техническому прогрессу.

Очень важно предупредить отказ изделия РЭО, а если он все-таки произошел, возможно быстрее его устранить. Для этого существуют разные методы технического обслуживания (ТО) и технической диагностики (ТД). В одних случаях с учетом характера и значимости изделия можно проводить ТО через установленные интервалы времени в течение установленного срока службы, независимо от его состояния; в других случаях проводить ТО по состоянию изделия, когда есть в этом необходимость по результатам контроля (часто автоматизированного). Инженер должен уметь правильно выбрать стратегию ТО, предложить рациональную модель ТД; основываясь на знании техники и системы контроля параметров, инженер должен уметь оперативно найти отказ и распорядиться его устранением.

Надежность изделия существенно зависит от надежности входящих в него элементов. Кроме этого, существуют методы повышения надежности. Среди них не последними являются рациональное построение схем, резервирование и использование системы приоритетов (когда при частичном отказе архитектура внутренних связей в изделии автоматически или вручную перестраивается на выполнение наиболее важных функций за счет отказа от выполнения второстепенных). Инженер должен уметь решать вопросы о системных позициях.

Конечно, специфика будущей инженерной деятельности расставит приоритеты в перечисленных и др. умениях, но основы их должны быть заложены в Университете.

Литература

1. В.П. Логачев. Введение в специальность, часть 1. М: МГТУ ГА, 2005.

2. А.И. Хасабов. Введение в специальность 201300. М: МГТУ ГА, 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: