Бортовая метеорадиолокационная станция

На борту ВС устанавливается один из типов РЛС в модификации, соответствующей данному типу самолета. Все радиолокационные станции отличаются друг от друга в значительной степени и отражают этапы развития радиолокационной системы и схемотехники, а также техники СВЧ.

Радиолокатор имеет антенну зеркального типа, расположенную в переднем отсеке самолета под радиопрозрачным носовым обтекателем и работающую на прием и передачу. В кабине экипажа установлены приемопередающие блоки, индикаторные устройства, а также другие блоки, узлы и монтажно-распределительные устройства.

Радиолокатор может работать в двух основных режимах – по встречным препятствиям (самолетам, очагам грозовой деятельности и др.) и по наземным целям. В первом случае – ДНА «карандашного» типа; во втором случае – специального типа (рис.4.4).

Антенна РЛС совершает качания в горизонтальной плоскости с помощью механического привода, которые называются сканированием антенны. Естественно, что ДНА совершает в пределах передней полусферы аналогичные перемещения. Синхронно с антенной на экране индикатора перемещается линия развертки, длина которой соответствует максимальной дальности в данном режиме. На экране индикатора будет формироваться электронным способом полярная система координат, связанная с самолетом (рис. 5.6).

Передатчик РЛС формирует короткий импульс СВЧ, который через антенну излучается в окружающее пространство. Электромагнитная волна, попав на цель, частично отражается и попадает в антенну РЛС, которая работает в данный момент как приемная антенна. В приемнике сигнал усиливается, обрабатывается и подается на индикатор РЛС, где воспроизводится в виде яркостной засветки. Форма засветки соответствует характеру цели. Если это ВС, то на экране будет яркая точка, расположенная на соответствующих дальности и азимуте. Если это область грозовой деятельности, то площадь засветки будет соответственных размеров. В бортовых РЛС при работе по грозовым областям предусмотрен режим выделения зон наиболее интенсивной грозовой градовой деятельности в виде темных пятен внутри яркостной засветки от метеоцели. Это сделано для того, чтобы помочь экипажу в условиях грозовой деятельности проложить наиболее безопасный курс самолета.

Рис. 5.6. Координатная сетка индикатора РЛС ВС: 1 – азимутальные масштабные риски для измерения азимута цели относительно продольной оси самолета; 2 – масштабные кольца для измерения дальности до цели.

В режиме работы РЛС по наземным целям на экране индикатора экипаж наблюдает радиолокационное изображение части земной поверхности, расположенной впереди по курсу самолета (в пределах 1800). В этом режиме экипажем решается несколько навигационных задач, и главной из них является контроль правильности выдерживания заданного маршрута. Такой контроль осуществляется путем сличения штурманской карты с радиолокационной картой местности на экране РЛС.

На современных самолетах бортовые РЛС работают в составе сложных пилотажно-навигационных комплексов на базе специализированных БЦВМ в качестве автономных источников информации. В частности, с помощью РЛС и БПНК осуществляется коррекция текущих координат самолета, вычисленных бортовым навигационным вычислителем. На базе РЛС реализованы системы предупреждения столкновения (СПС) в воздухе, системы прицельного сброса грузов для транспортных самолетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: