2. Предметом этики как науки является мораль, нравственность. Мораль (нравственность) – это ценностно-нормативная система, определяющая и регулирующая целостный процесс духовно-практического освоения человеком мира, все формы и уровни человеческого сознания, деятельности и отношений на основании сложившихся в культуре представлений о сущности человека.
Проблема сущности является мировоззренческим вопросом, ответ на который непосредственно определяет систему морали.
Сущность человека- это объективный, имманентный, то есть внутренне присущий ему закон развития и «самовозрастания», его внутреннее содержание, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречий форм его бытия. Сущность человека в морали противопоставляется конкретным несовершенным формам его реального существования и выражается в совершенном образе нравственной личности и нравственных отношений. Этот образ называется нравственным идеалом.
Мораль как важная часть духовной культуры существует и может быть правильно понята только в конкретном культурно-историческом контексте. Этика обосновывает или, наоборот, критикует различные концепции морали. В ней отражаются господствующие в том или ином обществе стереотипы нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений, а также формируются основные нравственные проблемы, закономерным образом, возникающие в процессе общественного развития, и рассматриваются различные способы их разрешения. Таким образом, в этике формируются реальные предпосылки дальнейшей эволюции нравственности. Этика не только изучает уже сложившиеся в культуре модели морали, но и создаёт новые. Этические учения - это «больше, чем вехи истории, они суть одновременно фрагменты, пласты, целые континенты современной нравственной культуры» (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян), различные стратегии решения моральных, культурных, мировоззренческих проблем.
|
|
Предметом этики как науки является проблема происхождения и сущности морали, закономерности её функционирования в системе общественных отношений и перспективы развития. В этике даются определения важнейших аксиологических (ценностных) категорий - блага, любви, добра и зла, свободы и нравственного долга, справедливости и совести и т.д. В этике описывается идеал нравственной личности и нравственных отношений, формируются критерии моральной оценки.
Структура и функции морали.
3. Моральное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения – это три формы существования морали.
В структуре морального сознания можно выделить три компонента –эмоциональный-чувственный, рациональный и волевой.
|
|
В зависимости от того, что мы рассматриваем в качестве субъекта морального сознания, деятельности и отношений – индивида, социальную группу или человечество в целом – мы выделяем три уровня существования морали - индивидуальный, уровень социальных групп и общечеловеческий.
По степени сложности регулятивного воздействия на поведение человека в структуре морали различаются нравственные идеалы и ценности, нравственные нормы и принципы, а также нравственные качества личности.
Функции морали определяются её сущностью и структурой.
1) Ценностно-ориентационная функция морали проявляется в созидании нравственного идеала и системы нравственных ценностей.
2) Нормативно-регулятивная функция морали проявляется в соотнесении реальной жизни человек с нравственным идеалом и нравственными ценностями.
3) Познавательно-оценочная функция морали заключается в обнаружении нравственного смысла явлений и оценки их как нравственных, безнравственных или нравственно-нейтральных.
4) Воспитательная функция морали заключается в том, что социализация личности, происходит в результате усвоения человеком существующих в культуре нравственных ценностей, принципов и норм.
5) Социально-психологическая функция морали проявляется в обеспечении единства и целостности, а также гармонического развития как всей системы общественных отношений, так и внутреннего духовного мира личности.