Институт президентства в структуре власти современной России

Согласно ст.81 Конституции РФ, Президентом России может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста в 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается на срок 6 лет, нельзя занимать пост Президента более двух сроков подряд. Президент обладает неприкосновенностью (ст.91 Конституции РФ), т.е. его нельзя привлечь ни к одному виду юридической ответственности, задержать, подвергнуть досмотру или обыску и т.д. Единственно возможная ответственность Президента – это отрешение его от должности (импичмент). Конституция РФ (ст.93) предусматривает отрешение от должности только по двум основаниям: государственная измена и совершение тяжкого преступления. В этом случае формирует обвинение нижняя палата парламента – Государственная Дума, а в качестве судебной палаты выступает Совет Федерации.

Президент избирается путём всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок избрания Президента определён Федеральным Конституционным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 25 мая 1995 г., согласно которому кандидатов в Президенты регистрирует Центральная Избирательная Комиссия. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 1 млн. голосов избирателей (при досрочных выборах Президента – не менее 500 тыс. голосов), при этом голоса избирателей должны пропорционально распределяться по всей территории РФ, на каждый субъект Федерации их должно приходиться не более 7% от общего числа. Правом выдвигать кандидатов в Президенты обладают инициативные группы граждан, которые тоже должны зарегистрироваться в Центральной Избирательной Комиссии. Избранным считается тот кандидат, кто набрал более 50% голосов избирателей. Если никто не набрал 50% голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим больше голосов избирателей, чем все остальные.

Статья 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства; эта статья называет его гарантом прав и свобод граждан, конституционного строя страны, указывает, что Президент осуществляет взаимодействие всех ветвей власти. Это определяет место Президента как бы над всеми ветвями власти. В то же время анализ полномочий Президента позволяет говорить, что он обладает как стандартными полномочиями главы государства, так и очень большими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Как глава государства, Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства (Председателя Правительства РФ – с согласия Государственной Думы или по основанию ч.4 ст.111 Конституции – единолично; заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, также освобождает их от должности; федеральных судей; представителей Президента РФ в федеральных округах; членов Совета Безопасности РФ; высшее военное командование Вооружённых Сил РФ; Чрезвычайных и Полномочных Послов РФ), ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почётные звания. Наряду с этим Президент представляет для назначения в Государственную Думу кандидатуру на пост Председателя Банка России, а в Совет Федерации – кандидатуры Генерального Прокурора РФ и Судей высших федеральных судов – Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Помимо формирования Правительства Президент может принимать участие в его заседаниях, вносить вопросы в повестку дня, а также в пределах своей компетенции издавать Указы, которыми в том числе он может отменять Постановления и Распоряжения Правительства РФ.

К числу полномочий Президента также относятся следующие:

1) определение внешней и внутренней политики государства;

2) формирование военной доктрины страны;

3) формирование и председательство в Совете Безопасности;

4) Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ и в соответствии с Федеральным Конституционным Законом может принимать решение о всеобщей мобилизации и введении военного положения, сообщив об этом немедленно Федеральному Собранию (ст.87 Конституции РФ);

5) Президент представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;

6) Президент обладает правом законодательной инициативы (может вносить в Государственную Думу законопроекты), подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето;

7) Президент назначает референдум, выборы Государственной Думы и может распустить Государственную Думу согласно положений статей 111 и 117 Конституции.

Таким образом, анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет говорить об очень больших полномочиях Президента РФ и фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. Фактически в Российской Федерации президентская власть выступает как верховная власть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: