Схема действия сил при различных положениях руля
Момент, разворачивающий судно: m = P•a
P1 – уменьшает скорость судна
P2 – вызывает дрейф судна, т.е. движение в боковом направлении, которое частично уравновешивается сопротивлением воды.
II. Определение силы давления воды на перо руля.
Равнодействующая всех сил давления воды на перо руля P определяется по формуле Эйлера:
K1F • υ 2• sin α
P = ————————— (кг)
λ
где: K1 - 5.1 - 5.8, чаще 5,29 для двухвинтовых судов
K1 = 10 для одновинтовых судов
F - площадь смоченной поверхности пера руля (м2)
α - угол поворота пера руля
λ -экспериментальная величина 0,195-0,305
υ – скорость судна
III. Определение основных размеров руля
L•Т
F = ——— площадь пера руля
А
где: F - площадь смоченной поверхности пера руля (м2)
L - длина судна (м)
Т - осадка судна (м)
А - коэффициент
А = 50-70 для пассажирских судов
А = 40-60 для грузовых судов
А = 30-40 для морских буксиров
Ширина пера:
L где L = длина судна (м)
Х = ———; А1 - коэффициент, зависящий от длины судна
А1
А1= 33-40 при L =30-60 м
А1 = 40-50 при L =60-100 м
А1 = 50-60 при L =100-150 м
Ширина пера руля колеблется в пределах от 0,25-0,35 от ширины судна
Высота пера руля
h = δ• х где δ больше или равно 2