Формирование государственной и муниципальной собственности: приватизация объектов государственной и муниципальной собственности

1992г. стал годом начала нового этапа в жизни России – процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа.

Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1992 по 1 августа 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.

На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано почти 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.

Второй этап приватизации (этап залоговых аукционов) начался в 1994г. и продолжался до конца 1998г – начала 1999г. Этот этап приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.

На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторым исключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием), должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальные предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу.

На этом этапе было приватизировано около 30% от общего количества приватизированных предприятий за период 1991-1999гг. При этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим, что объяснялось произошедшим в августе 1998г. дефолтом.

В общей сложности в течение 1 и 2 этапов приватизации было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. - объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали. За весь период с 1991. по 1999г. гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир.

Наконец, третий этап приватизации (этап выкупа) проходит с 1999г. по настоящее время. В частности, это относится к приватизации жилого фонда, выкупу объектов собственности, дачных участков, а также выкупу некоторых предприятий (в сфере электроэнергетики, Внешторгбанк). С введением в 2001г. Земельного Кодекса РФ возникла новая волна приватизации земельных участков.

Результатом процесса приватизации стало формирование новой структуры собственности в РФ и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий. В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …».

1. Выступление с инициативой в проведении приватизации.

2. Принятие решения о приватизации.

3. Создание комиссии по приватизации, утверждение плана приватизации.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.

Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: