double arrow

Предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством


В порядке, установленным ст.34 ЗК ЗУ предоставляются, например, для размещения летних кафе, автомобильных стоянок, объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

В нормах ст. 40 ЗК в качестве S прав на ЗУ называются только граждане, в связи с чем, в первые годы принятия ЗК формировалась практика, в соответствии с которой ЗУ предоставлялись только гражданам. В последние годы практика применения ст.34 изменилась. В порядке, установленным ст. ЗК ЗУ стали предоставляться и ЮЛ, объясняя это отсутствием иных норм в ЗК, регулирующих данные отношения и возможностью применения аналогии закона.

Для предоставления права на ЗУ заинтересованное лицо с соответствующим заявлением обращается в компетентные органы управления, которые обязаны выдать схему размещения ЗУ на кадастровом плане. После этого, заинтересованное лицо за счет своих средств выполняет кадастровые работы и осуществляет постановку ЗУ на кадастровый учет. После предоставления кадастрового паспорта орган управления помещает информацию в СМИ о предоставлении ЗУ и выносит решение о предоставлении ЗУ в собственность за плату или бесплатно либо на правах аренды. На основании решения в последующем заключаются договоры купли-продажи, аренды, на основании которых регистрировалось право на ЗУ.




В ст.34 ЗК не предусматривается организация и проведение торгов по продаже ЗУ либо права на заключение договора аренды такого ЗУ. Проблемы возникают в тех случаях, когда подано несколько заявок в отношении одного ЗУ. Учитывая принципы открытости, прозрачности, справедливости процедур предоставления ЗУ, некоторые органы управления в своих положениях «О порядке предоставления ЗУ для целей, не связанных со строительством» предусматривают организацию и проведение торгов в тех случаях, когда поданы несколько заявок; формируется различная правоприменительная практика, органами управления, включая судебные.

Министерство экономического развития считает, что невозможно организация и проведение торгов в этом случае, так как это не предусмотрено ЗК, а в случае обращения нескольких заинтересованных лиц, ЗУ должен быть предоставлен одному из них, кто первый обратился с заявкой. АС рассматривает иски о недействительности актов органов управления о предоставлении ЗУ, удовлетворяя иски в тех случаях, когда было подано несколько заявок и торги не проводились.

Суды общей юрисдикции формируют иную практику, так, например, Волжским Судом г. Саратова были признаны не соответствующими нормам действующего федерального законодательства нормы-положения «О порядке предоставления ЗУ для целей, не связанных со строительством», принятые ГД г. Саратова.







Сейчас читают про: