Содействие встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков

В 2013 году Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», одним из ключевых мероприятий которого является принятие в декабре 2014 года постановления Правительства Российской Федерации № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ожидается, что реализация постановления позволит направить на поддержку малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе до 1 трлн. рублей в год.

Для достижения данного результата необходимо обеспечить эффективное встраивание малых и средних предприятий в цепочки поставщиков компаний с государственным участием, которое позволит не только оказать поддержку уже действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, но и будет стимулировать создание новых, в первую очередь, производственных компаний, ориентированных на разработку и поставку продукции (товаров, работ, услуг) для нужд компаний с государственным участием.

Одной из ключевых проблем, препятствующих встраиванию субъектов малого и среднего предпринимательства в цепочки поставщиков компаний с государственным участием, является отсутствие полноценной коммуникации между крупным, средним и малым бизнесом. У крупного бизнеса нет необходимого объема информации о потенциальных поставщиках продукции, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (по виду деятельности (производственная, торговая, научно-исследовательская и т.д.), отраслевой принадлежности, уровню компетенции и квалификации руководства и персонала, деловой репутации и т.д.). В свою очередь у субъектов малого и среднего предпринимательства уже сформированы «стереотипы» о невостребованности их товаров, работ и услуг, в связи с ориентацией компаний с государственным участием на поставщиков в лице собственных «дочерних» и «зависимых» обществ.

Для решения данной проблемы необходимо создать Единый федеральный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр), классифицирующий малый и средний бизнес по видам деятельности, отраслевой и региональной принадлежности, деловой репутации, кредитной истории. Это позволит не только упростить встраивание малых и средних предприятий в цепочки поставщиков, но и позволит самим компаниям с государственным участием реализовать полноценные и эффективные «программы партнерства» с субъектами малого и среднего предпринимательства. Создание реестра квалифицированных, надежных и ответственных поставщиков товаров, работ и услуг способно стимулировать развитие в стране производственного малого и среднего предпринимательства, то есть обеспечить качественное изменение структуры малого и среднего предпринимательства в стране.

Реестр должен быть создан в тесном взаимодействии с государственными компаниями с одной стороны и объединениями предпринимателей – с другой. Он должен обеспечивать заказчику эффективный поиск и привлечения к закупкам поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь прямых производителей товаров, работ и услуг. Одновременно с созданием Реестра необходимо предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части включения требований к Реестру, включая порядок его создания, ведения и актуализации.

Как отмечалось выше, на микропредприятия и индивидуальных предпринимателей в России вместе приходится 95,5% всех зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Деятельность 80,7% микропредприятий и 94,4% индивидуальных предпринимателей сосредоточена в сферах оптово-розничной торговли и оказания различных видов услуг. Они не имеют необходимой компетенции для участия в реализации крупных государственных инвестиционных проектов. Однако с целью их поддержки в сложившихся экономических условиях компаниям с государственным участием и государственным корпорациям необходимо расширить их привлечение к закупкам на текущие и хозяйственные нужды. В Положения о закупках необходимо внести соответствующие изменения, регламентирующие введение приоритета для привлечения индивидуальных предпринимателей и микропредприятий к текущим и хозяйственным закупкам государственных компаний.

Для эффективного контроля реализации перечисленных мер необходимо обеспечить создание сообщества независимых профессиональных закупщиков, обладающих необходимым уровнем компетенции и квалификации и объединенных в саморегулируемую организацию, несущую полную ответственность за компетентность и деловую репутацию своих членов. Представители данной СРО должны направляться в советы директоров компаний с государственным участием и государственных корпораций на должность независимого директора по закупкам.

За независимым директором по закупкам должна быть закреплена персональная ответственность за корректировку, согласование и мониторинг реализации плана закупок компании на предмет его соответствия требованиям повышения прозрачности закупочной деятельности, развития конкуренции, реализации задач импортозамещения, исполнения решений Правительства Российской Федерации о расширении доступа к закупкам госкомпаний со стороны малого и среднего бизнеса, во взаимодействии с Единым федеральным реестром субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительству Российской Федерации необходимо проработать данный вопрос и внести соответствующие изменения в Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем развитию субконтрактации препятствует ряд барьеров, среди которых компании с государственным участием и государственные корпорации, реализующие программы инновационного развития, отмечают сложности при лицензировании, аттестации и сертификации субъектов малого и среднего предпринимательства как отраслевых поставщиков продукции, недостаток у предприятий производственного оборудования и квалифицированного персонала, а также дорогостоящие для субъектов малого и среднего предпринимательства консалтинговые услуги, инжиниринг и программное обеспечение для проектирования и анализа.

Указанные препятствия на пути привлечения субъектов малого и среднего бизнеса в качестве поставщиков преодолеваются с помощью создания, развития и обеспечения доступа к соответствующим объектам инновационной и образовательной инфраструктуры, осуществления профессиональной переподготовка и повышения квалификации кадров.

В этих целях Минэкономразвития России реализует поддержку 20 субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены 25 инновационных территориальных кластеров. Всего на создание и развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры в рамках государственной поддержки реализации программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров из федерального бюджета Российской Федерации за 2013-2014 гг. было выделено около 2,7 млрд. рублей.

В рамках программы финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации специализированной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, в том числе:

1) создание центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) создание центров инжиниринга, предоставляющих малым и средним предприятиям такие услуги, как оценка технической готовности малых и средних предприятий для внедрения новых технологий; инженерно-консультационные услуги по созданию промышленных объектов; инженерно-исследовательские услуги по разработке технологических процессов, технологий оборудования производства; маркетинговые исследования рынка продукции производства и технологий; анализ инжиниринговых компаний региона и их привлечение к реализации проектов.

Еще одним направлением поддержки программ развития инновационных территориальных кластеров является профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников кластера. По данному направлению из федерального бюджета Российской Федерации за 2013-2014 гг. было выделено около 368 млн. рублей.

В целях дальнейшего развития политики создания территориальных кластеров Ассоциация инновационных регионов России совместно с Агентством стратегических инициатив разработала проект «Стандарта территориального кластера», в рамках которого предусмотрено:

- установление единого понятийного аппарата;

- формирование методики выделения потенциальных кластеров и определения соответствующих рыночных ниш;

- унификация показателей оценки эффективности работы кластера;

- выявление и тиражирования лучших практик кластерного развития;

- создание механизмов встраивания малых и средних предприятий в производственные цепочки и рыночные ниши.

Кроме того, важное внимание должно быть уделено развитию системы субконтрактации, встраивания малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных предприятий. Для этих целей должна быть создана система раскрытия крупными предприятиями своих потребностей в закупках сырья и оборудования, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Примером такой системы, позволяющей малым и средним предприятиям прогнозировать спрос на свою продукцию и изменение конъектуры рынка, является платформа «EuroQuity» (EQ), созданная французским Агентством по поддержке малых и средних предприятий инновационного бизнеса (OSEO) в апреле 2008 года. Платформа служит «местом встречи» заказчиков, нуждающихся в реализации тех или иных проектов, а также потенциальных подрядчиков и инвесторов, заинтересованных в их реализации и заключении долгосрочных соглашений на поставки необходимого сырья и оборудования.

Учитывая успешность проекта во Франции и заинтересованность в участии в нем со стороны Германского банка развития, руководством OSEO было принято решение об интернационализации платформы, и в ноябре 2012 года Германский банк развития стал её лицензированным пользователем.

В соответствии с Соглашением между ГК «Внешэкономбанк» и BPI-Groupe SA о сотрудничестве по развитию малого и среднего предпринимательства в настоящее время осуществляются мероприятия по присоединению ГК «Внешэкономбанк» к платформе «EuroQuity».

Для обеспечения эффективной работы платформы «EuroQuity» необходимо проработать механизмы обеспечения исполнения таких долгосрочных соглашений, гарантирующих защиту интересов заказчиков с одной стороны, и исполнителей и инвесторов с другой, предусмотреть возможность осуществления комплексной поддержки исполнителей долгосрочных проектов из числа малых и средних предприятий, возможность тиражирования успешно реализованных производственных и социально-ориентированных проектов в других субъектах Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: