Совершенствование порядка размещения нестационарных торговых объектов

Основы организации размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 г.
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данные положения носят рамочный характер и устанавливают полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации торговли и обеспечению населения услугами торговли на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок размещения нестационарных торговых объектов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации, сроки размещения, требования и порядок заключения договора регулируются региональным законодательством.

Результаты правоприменительной практики в отсутствии единых и прозрачных правил организации розничной нестационарной торговли и механизмов защиты прав предпринимателей при осуществлении ими нестационарной торговли свидетельствуют о существенном сокращении объектов нестационарной торговли на территории многих субъектов Российской Федерации.

Так, в 2011 году в г. Москве с целью упорядочивания торговли разработали новую схему размещения нестационарных торговых объектов, которые должны иметь общий внешний облик и не мешать движению транспорта и пешеходов, в результате чего количество таких объектов сократилось до 7,7 тыс. единиц. При этом стоимость новых ларьков, соответствующих новым требованиям, составила около 300 тыс. рублей, а палатка с полным набором оборудования – около 500 тыс. рублей, затраты оплачивали сами предприниматели.

В начале 2015 года было объявлено о внедрении новой концепции развития мелкорозничной торговли в г. Москве, в рамках которой Правительство Москвы отказалось от продления ранее заключенных договоров аренды на право размещения нестационарных торговых объектов, а установленные три года назад объекты, расходы на которые понесли сами предприниматели, предполагается демонтировать и заменить новыми объектами, которые уже будут находиться в государственной собственности и предоставляться предпринимателям в аренду.

В этой связи назрела необходимость совершенствования правил организации торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов.

Прежде всего, необходимо установление прозрачных правил предоставления мест всем желающим осуществлять торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, не допускающих невозможность получения торгового места. При этом в качестве основного критерия допустимости и целесообразности сохранения, открытия и функционирования торговых объектов должна быть экономическая целесообразность, определяемая предпринимателем и потребителями.

Необходимо установить в качестве обязательного условия договора на размещение нестационарного торгового объекта срочность договора на размещение объектов добросовестным предпринимателям, желающим продолжать деятельность, без торгов и без ограничений по количеству продлений.

Следует также проработать вопросы об установлении прозрачных правил предоставления компенсационных мест для предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, по принципу «меняется место – сохраняется бизнес», а также предусмотреть возможности демонтажа нестационарного торгового объекта исключительно по решению суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: