Эффективным элементом системы расширения круга потенциальных предпринимателей является создание «социального лифта». Данная задача может быть решена за счёт интеграции новой образовательной системы в возможность начать трудовую деятельность в виде практики на предприятиях различных отраслей и в компаниях разного профиля в раннем возрасте. Данная задача может быть решена Министерством образования и науки Российской Федерации и профильными органами власти в субъектах Российской Федерации.
На первом этапе реализации проекта предполагается реализация следующих мероприятий:
- сбор и анализ лучших существующих образовательных практик, действующих в России;
- разработка учебного курса для школьников 2–8 классов и подготовка рекомендаций по внесению изменений в образовательные программы общеобразовательных организаций;
- совершенствование программ повышения квалификации для учителей экономики, истории, обществознания и системы открытого отбора учителей для преподавания курса по предпринимательству;
|
|
- выбор пилотных регионов для апробации проекта;
- формирование пула предприятий, участвующих в проекте;
- разработка предложений для внесения изменений в Федеральные государственные стандарты высшего образования (бакалавров) по педагогическому направлению подготовки.
Немаловажную роль в решении вопроса формирования кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства может сыграть создание специализированных образовательных программ, в том числе, для начальной и средней школы, направленных на развитие предпринимательских способностей уже у детей раннего возраста. В качестве мер по увеличению интереса детей и молодежи к предпринимательству необходимо отметить:
- введение в качестве обязательных образовательных предметов «Основы экономической культуры» для учеников 4-6 классов, «Экономика и бизнес» для учеников 7-9 классов, «Основы предпринимательства» для учеников 10-11 классов;
- разработка программы обучения, а также программы подготовки преподавателей, разработка учебно-методической литературы;
- привлечение предпринимателей к проведению открытых уроков и лекций в школах;
- проведения профильных бизнес-лагерей;
- включение темы «повышение привлекательности образа предпринимателя» в школьные учебные программы и учебники;
- разработку программ и содействие организации школьных бизнес-инкубаторов;
- развитие опыта проведения Всероссийской дистанционной олимпиады «Потенциал России - школьники за предпринимательство»;
- создание на малых и средних предприятиях учебных центров (по аналогии с учебно-производственными комбинатами в советской школе) для 9-11 классов с обеспечением профориентации и приобщения к той или иной деятельности;
|
|
- реализацию пилотных проектов дистанционного обучения школьников предпринимательству.
Помимо подобных программ факультативного или обязательного характера необходимо также рассмотреть вопрос создания специализированных учебных заведений, деятельность которых напрямую была бы связана с внедрением и популяризацией лучших образовательных практик, направленных на развитие, среди прочего, предпринимательских способностей у школьников.
Создание подобных профильных учебных заведений позволило бы не только решить вопрос формирования потенциально квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства, но и повысить имидж предпринимательства в целом.
Кроме того, для обеспечения участия бизнеса в разработке программ подготовки кадров необходима разработка совместных форм управления профессиональными образовательными организациями, в том числе по участию бизнеса в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения могут осуществлять деятельность только в форме некоммерческих организаций. Однако перевод образовательных учреждений в форму автономного учреждения предоставляет бизнесу возможность согласовывать финансово-хозяйственную деятельность лишь через механизм Наблюдательных советов. Форма некоммерческого учреждения не создает возможность рассматривать образовательную деятельность, как инвестиционно-привлекательную, так как некоммерческое учреждение не используют для целей извлечения доходов.
Для решения данной проблемы необходимо разработать предложения по совершенствованию организационно-правовых форм и совместных форм управления профессиональными образовательными организациями, в том числе по участию бизнеса в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.
В настоящий момент определенная часть замотивированных на создание бизнеса категорий граждан (молодежь, безработные, планирующие открыть бизнес, и др.) сталкивается с проблемой самоопределения и выбора направления будущего бизнеса. Отсутствие знаний и информации по востребованным сферам бизнеса для конкретной территории локализации будущего предприятия, конкурентоспособных идей, товаров (услуг), проектов, понимание запросов рынка, требуемых для создания (открытия) предприятия ресурсов, направлений развития - снижает уровень мотивации к занятию предпринимательской деятельностью.
В качестве решения данной проблемы и снижения «барьеров» при создании новых субъектов предпринимательства предлагается осуществлять разработку бизнес-кейсов для начинающих предпринимателей, направленных на более активное вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, создание на образовательных площадках прототипов молодежных бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров, организация профессионального бизнес-менторства.