Повышение эффективности механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Сегодня, несмотря на наличие различных механизмов финансовой поддержки, как указывалось раньше, все еще существует значительный потенциал повышения эффективности их работы и облегчения для малых и средних предприятий доступа к необходимым для развития финансовым ресурсам. В числе основных мероприятий необходимо рассмотреть.

1. Создать систему предоставления финансирования региональным банкам на цели расширения объемов кредитования реализации инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях повышения доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается создать систему финансовой поддержки малых и средних предприятий через механизм предоставления Банком России или банками развития целевого финансирования региональным банковским учреждениям. Для этого необходимо:

- разработать критерии отбора региональных банков для участия в проекте и критериев отбора проектов для целей финансирования;

- определить уполномоченный банк, осуществляющий отбор региональных банков, распределение денежных средств и контроль их целевого использования;

- установить ключевые показатели эффективности использования предоставленного финансирования, основанные на объеме налоговых поступлений, генерируемых профинансированными проектами;

- создать систему контроля за целевым использованием средств и мониторинга достижения ключевых показателей эффективности, включая процентные ставки, с участием предпринимательского сообщества;

- обеспечить прозрачность работы механизма и раскрытия информации об эффективности использования средств.

2. Скорректировать приоритеты работы Национальной системы гарантийных организаций;

Сложившаяся экономическая ситуация требует внесения изменений в реализуемую Агентством кредитных гарантий программу гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства и реализацию следующих антикризисных мер:

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства при реструктуризации текущей кредитной задолженности в целях снижения рисков наступления банкротства;

- разработка совместно с Минэкономразвития России и Минсельхозом России единой комплексной Программы поддержки приоритетных проектов сельскохозяйственной отрасли с участием Банка России, банков – партнеров и субъектов Российской Федерации;

- обеспечение внесения изменений в Инструкцию Банка России
от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» в части снижения коэффициента риска по кредитам, обеспеченным гарантиями Агентства кредитных гарантий, при расчете норматива достаточности капитала кредитной организации;

- совершенствование механизма рефинансирования кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в Положение Банка России 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами» в части упрощенного порядка рефинансирования кредитов, обеспеченных гарантиями Агентства.

3. Разработать и внедрить механизм секьюритизации финансовых активов в целях минимизации процентных ставок по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства

С 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закладывает основы для проведения в России сделок неипотечной секьюритизации (привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки). Банк России завершает подготовку нормативной базы указанных сделок.

Учитывая стратегическую важность задачи развития рынка микрофинансирования, а также в целях увеличения доступности финансирования для этого сегмента рынка Банк России считает целесообразным разработать порядок взаимодействия между банками, микрофинансовыми организациями и Агентством кредитных гарантий.

По мнению Банка России, основой этого взаимодействия должна стать готовность банков финансировать микрофинансовые организации и выступать инвесторами в случае секьюритизации пулов займов микрофинансовой организации (далее – МФО). Готовность банков может определяться наличием методик/стандартов финансирования МФО. Ключевой задачей является выработка таких методик (стандартов).

При наличии указанных методик (стандартов) взаимодействие Агентства с МФО предполагается строить следующим образом:

- Участие Агентства в секьюритизации портфелей займов МФО путем предоставления гарантии Агентства по старшим траншам облигационного выпуска. В случае с МФО более приемлемой моделью секьюритизации является выпуск облигаций, обеспеченных правами по микрозаймам, непосредственно с баланса оригинатора. Единственному МФО сложно сгенерировать пул объемом 3 млрд рублей, достаточный для проведения классической секьюритизации с участием СФО;

- Предоставление Агетством гарантий МФО по кредитным линиям банков. Гарантия может обеспечивать до 50% суммы кредита банка. Анализ кредитоспособности МФО будет проводиться Агентством в порядке верификации соответствия МФО разработанным стандартам и верификации действий банка в рамках стандарта;

- Предоставление Агентством гарантий по микрозаймам, выдаваемым микрофинансовым организациям. При такой форме взаимодействия принципалами по гарантиям Агенства выступают субъекты малого и среднего предпринимательства, а бенефициаром МФО. Гарантия может обеспечивать до 50% суммы займа. Порядок оценки кредитоспособности принципала (заемщика МФО) планируется производить на основе критериев выдаваемых займов и требованиям к заемщикам, которые необходимо разработать экспертной группе в рамках задач по секьюритизации портфелей МФО.

Необходимо также предусмотреть активную роль Агентства в секьюритизации не только портфелей МФО, но и банков-партнеров Агентства. В частности, внести изменения в указание Банка России от 10 августа 2012 г. № 2861-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России», позволяющие допускать в Ломбардный список Банка России облигации, обеспеченные кредитами малому и среднему предпринимательству (секьюритизированный портфель МСП), исполнение обязательств эмитента по которым в полном объеме или частично обеспечено гарантией Агентства.

4. Расширить работу международных институтов развития в Российской Федерации в части финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

По причине введения внешних политических и экономических санкций в России была заморожена программа поддержки малого бизнеса, реализуемого ЕБРР.

В июле 2014 года по итогам саммита в городе Форталеза странами-участницами организации БРИКС была подписана Декларация о создании Банка развития БРИКС. Данная международная финансовая организация, банк развития, будет управляться странами-членами БРИКС. Начало работы банка планируется в 2015 - 2016 гг. Банк будет, в основном, специализироваться на инфраструктурных проектах на территориях стран-участниц БРИКС. На первом этапе капитал Банка развития БРИКС составит $10 млрд.

Предлагается предусмотреть в качестве одного из направлений деятельности Банка развития БРИКС реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, аналогичной программе ЕБРР, с использованием двухуровневого механизма (предоставление банкам целевого финансирования на кредитование проектов создания малых и средних предприятий).

5. Увеличить объемы субсидирования за счет федерального бюджета процентных платежей по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего предпринимательства

Ввиду существенного усложнения условий осуществления инвестиционной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо расширить механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым малым и средним предприятиям российскими коммерческими банками.

Вместе с тем, учитывая ограниченность государственных ресурсов, поддержка в форме субсидирования процентных платежей по кредитам должна быть сконцентрирована на тех сегментах малого и среднего предпринимательства, которые обладают наибольшим потенциалом с точки зрения создания добавленной стоимости. Предоставление субсидий оправдано в отношении тех категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут выступить будущими источниками роста всего сектора малого и среднего предпринимательства, способствуя наращиванию его вклада, как в производство ВВП, так и в структуре инвестиций в основной капитал.

В частности, целесообразно рассмотреть вопрос о субсидировании процентных платежей в размере 1,0 ключевой ставки Банка России субъектам малого и среднего предпринимательства, которые используют заемные ресурсы на цели:

- инвестиций в основной капитал для осуществления выпуска промышленной продукции (в том числе инновационной);

- реализации проектов в моногородах «красной» и «желтой» зоны;

- реализации проектов в индустриальных парках и на территориях опережающего развития;

- поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство товаров и услуг для крупных компаний в рамках исполнения государственного заказа;

- реализации проектов по импортозамещению.

При этом необходимо усовершенствовать механизм предоставления субсидий на возмещение процентов по кредитам, заменив конкурсные процедуры заявительным принципом, используемым при предоставлении малым и средним предприятиям гарантийной поддержки. Такая практика уже внедряется в г. Москве в рамках взаимодействия с ОАО «Сбербанк России»: аккредитованные городом банки самостоятельно проводят оценку соответствия заемщика установленным требованиям и направляют заявку в орган власти, отвечающий за принятие решения о предоставлении субсидий, после одобрения заявки средства перечисляются на расчетный счет предприятия. Данный механизм позволит оптимизировать систему получения государственной финансовой поддержки, сократить значительное количество административных барьеров для субъекта предпринимательской деятельности, а также повысить эффективность выдачи субсидий, в том числе качество оценки рисковых показателей деятельности конкретного предпринимателя.

6 Повысить эффективность работы региональных финансовых институтов, созданных в рамках федеральной программы финансовой поддержки, реализуемой Минэкономразвития России.

Анализ деятельности региональных гарантийных фондов, созданных в рамках федеральной программы финансовой поддержки, реализуемой Минэкономразвития России, показывает наличие значительного потенциала для расширения их деятельности.

Так, общая сумма действующих поручительств у 32 из 82 региональных гарантийных фондов меньше объема их капитализации (по состоянию на 1 января 2014 года). В Фонде содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан общая сумма действующих поручительств составляет 50,5% объема капитализации, в некоммерческом партнерстве «Агентство городского развития» Вологодской области - 69%. Вместе с тем, лимиты на предоставление поручительств значительно превышают капитализацию фондов, что говорит о значительном незадействованном потенциале для развития.

Кроме того, на 1 января 2014 года в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют 169 микрофинансовых организаций с общей капитализацией около 18,0 млрд. рублей, которые выдают займы в размере до 1 млн. рублей по льготной ставке в 10-12%. Однако у 25 из 167 микрофинансовых организаций общая сумма выданных в 2013 году займов составляет менее 50% от их капитализации, что является недопустимо низким значением. Так, Московским областным фондом развития микрофинансирования выдано займов субъектам малого и среднего предпринимательства только на 19% от его капитализации, Фондом микрофинансирования Новосибирской области - на 36,5%.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо повысить эффективность использования предоставленных финансовых ресурсов, в частности, рассмотреть возможность:

- расширения линейки финансовых продуктов региональных микрофинансовых организаций и повышения максимального размера микрозайма до двух миллионов рублей;

- расширения финансовых продуктов региональных гарантийных фондов в части предоставления поручительств по договорам финансовой аренды (лизинга) и договорам факторинга;

- снижения требований к потенциальным заемщикам и кредитному портфелю региональных финансовых организаций;

- разработать инструменты анализа эффективности использования финансирования региональными гарантийными организациями, возможности перераспределения средств в пользу более эффективных организаций.

7. Создать региональные Фонды поддержки промышленности

Ключевым элементом в оказании финансовой поддержки бизнесу и стимулировании развития производства могут стать региональные фонды поддержки промышленности, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Работа таких фондов может стать дополнительным звеном в создании системы региональных финансовых институтов (региональных гарантийных фондов и микрофинансовых организаций), повысить потенциал их использования.

8. Расширить поддержку деятельности сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации

Предусмотреть на федеральном уровне поддержку:

- сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в виде пополнения фонда финансовой взаимопомощи;

- организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: Центров развития кооперативов, Фондов развития кооперативов.

Рассмотреть возможность:

- передачу полномочий Банка России по контролю и надзору за деятельностью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с численностью членов до 5000 в саморегулируемые организации ревизионных союзов (СРО), при сохранении надзора за деятельностью СРО за Банком России;

- предоставление права сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам с числом членов кооператива до 5000 и месячным оборотом до 1,0 млн. руб. осуществлять наличные расчеты по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) за счет наличных денег, поступивших в их кассы, минуя расчетный счет. Для этого внести необходимые изменения в пункт 2 Указания Банка России от 07 октября 2013 г. № 073-У «Об осуществлении наличных расчетов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: