Действующим трудовым законодательством Российской Федерации не всегда учитываются особенности регулирования трудовых отношений на малых предприятиях.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателей вести кадровое делопроизводство, предусматривающее различные формы отчетности, характеризующие взаимоотношения с работниками, а также высокие штрафы за их нарушения.
Соблюдение требований сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Как следствие, многие малые предприятия переходят на неформальные взаимоотношения с работниками.
|
|
Для решения данной проблемы целесообразно такие механизмы, которые не вынуждают работодателей – субъектов малого предпринимательства нарушать установленные требования и не лишают их работников предусмотренных прав.
В частности, предлагается рассмотреть вопрос об утверждении типовой формы договора, заключаемого работодателем – микропредприятием (с численностью занятых до 15 человек) с работником с одновременных освобождением таких работодателей от обязанности утверждать локальные нормативные акты по вопросам трудового права.
В случае реализации данного предложения микропредприятия будут освобождены от обязанности принимать локальные нормативные акты, в том числе устанавливать:
- продолжительность ежедневной работы;
- порядок и условия работы в ночное время;
- размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения;
- условия привлечения к работе в выходные и праздничные дни;
- порядок и условия предоставления дополнительных отпусков;
- систему и условия оплаты труда;
- порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками;
- предоставление гарантий, компенсаций и др.
Указанные положения будут урегулироваться в трудовом договоре, заключаемом с работником.
При этом речь идет не о снижении уровня защищенности работников микропредприятий, а о форме выражения закрепленных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций – в трудовом договоре с работником.
Предлагаемые изменения позволят снять административную и финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.
|
|
Дальнейшими направлениями работы по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации в отношении малых предприятий могут стать следующие:
- снятие излишних ограничений на заключение срочного трудового договора между работодателем и работником;
- расширение перечня оснований для изменения условий трудового договора за счет включения в него причин экономического характера;
- сокращение сроков предупреждения работника о предполагаемом изменении трудового договора по причинам экономического характера (не менее 14 дней);
- сокращение срока выплаты выходных пособий в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата) работников – не менее одного месяца;
- расширение возможностей работника и работодателя по заключению трудовых договоров на определенный период времени (срочных трудовых договоров);
- предоставление работодателям – индивидуальным предпринимателям на заключение ученического договора;
- определение вопросов предоставления работодателем – субъектом малого предпринимательства гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, на основе договора между работником и работодателем;
- разработка механизмов, защищающих интересы работодателей и работников при исчезновении одной их сторон.
Обеспечение гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
В соответствии с действующим законодательством лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются гарантии и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений.
К указанным гарантиям и компенсациям, в частности, относятся: выплата районного коэффициента к заработной пате, выплата процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставление ежегодного дополнительного отпуска, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом и другие.
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации» уточнил положения, касающиеся вопроса предоставления компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
в пределах территории Российской Федерации.
Данные изменения вызвали массовую волну обращений предпринимателей, а также общественных и некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, в адрес органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросу увеличения финансовой нагрузки на работодателей, в первую очередь из числа малых и средних предприятий.
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2014 г. № ЮТ-П16-8491 (пункт 4) Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России, субъектами Российской Федерации, а также с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей подготовлены следующие предложения по снижению указанных затрат работодателей, представляющих субъекты малого и среднего предпринимательства:
|
|
1. Определение в трудовом законодательстве Российской Федерации фиксированного размера компенсации затрат на предоставление сотрудникам компенсаций на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации со стороны работодателей, не относящихся к бюджетной сфере. Такой размер, в частности, может устанавливаться Правительством Российской Федерации, при этом субъекты Российской Федерации могут быть наделены полномочием по его увеличению.
Вместе с тем данное предложение может противоречить положениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 2-П о том, что размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно со стороны работодателя должен соответствовать целевому назначению указанной компенсации, то есть максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.
2. Компенсация расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета.
Возможны три варианта реализации указанного предложения:
1) Субсидирование затрат на компенсацию расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета.
По мнению отдельных субъектов Российской Федерации, соответствующую меру поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства возможно предусмотреть в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России.
Необходимо отметить, что в рамках программы средства федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации целевым образом на конкурсной основе при условии софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
|
|
Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реализующиеся в соответствии с государственной программой субъекта Российской Федерации с учетом специфики развития малого и среднего предпринимательства на конкретной территории.
Мероприятия, предусмотренные программой, нацелены на повышение добавленной стоимости в секторе малого и среднего предпринимательства, расширение производства продукции малыми и средними предприятиями, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также следует отметить, что в рамках соглашений о предоставлении субсидии между субъектами Российской Федерации и субъектами малого и среднего предпринимательства устанавливаются показатели эффективности, например, прирост объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, прирост среднесписочной численности работников.
При этом анализ распределения средств федерального бюджета по основным направлениям программы показывает, что «прямые» меры финансовой поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства составляют 55 % от общего объема оказываемой поддержки, «непрямые» меры поддержки в форме создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составляют 45 %.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 год составляют 20,135 млрд. рублей. Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на 2015 год сумма субсидии составляет – 19,173 млрд. рублей.
При этом по оценке Минтруда России, общая сумма средств на выплату гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях малого и среднего бизнеса, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из федерального бюджета в 2014 году может составить 24,2 млрд. рублей, в том числе на оплату стоимости проезда в отпуск работника (без учета членов семьи) – 10,7 млрд. рублей.
Таким образом, ни объем финансирования, ни цели программы, ни принципы предоставления средств не позволяют предусмотреть субсидирование затрат на компенсацию расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств программы.
2) Обеспечение компенсации затрат работодателей в связи с предоставлением работникам компенсаций на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации за счет иных средств из федерального бюджета.
Реализация данного предложения потребует формирования механизма
и порядка предоставления компенсаций, что в свою очередь сопряжено
с издержками на его администрирование, а также потребует дополнительных издержек от заявителей, связанных с оформлением документов.
3) Снижение налоговой нагрузки на предпринимателей.
Необходимо отметить, что для целей налогообложения прибыли согласно пунктам 7, 11 и 12 статьи 255 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), в порядке, предусмотренном действующим законодательством, – для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, – для иных организаций; надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях; надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Таким образом, для предпринимателей, использующих общую систему налогообложения, предусмотрен механизм, позволяющий выработать решения по предоставлению работникам гарантий и компенсаций за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время в отношении предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, может быть также предусмотрено введение механизма вычета затрат на предоставление гарантий и компенсаций из суммы налога, уплачиваемого в связи с применением того или иного режима.
В частности, в соответствии со статьями 346.21 и 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в пользу работников, в размере не более чем на 50% от суммы налога.
В целях снижения финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства возможно расширение перечня расходов, вычитаемых
их суммы налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход за счет включения в этот перечень расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту использования отпуска и обратно, в размере не более чем на 50% от суммы налога.
Аналогичный механизм может быть использован в отношении патентной системы налогообложения (в случае ее применения индивидуальными предпринимателями с наемными работниками).
Реализация данной меры не потребует выделения целевых средств
из федерального бюджета, однако приведет к уменьшению доходов региональных и местных бюджетов в размере не менее 10,7 млрд. рублей (по предварительной оценке).
Согласно поручению Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2014 г № П13-58278 субъектам Российской Федерации рекомендовано рассмотреть указанные предложения и по результатам проинформировать Правительство Российской Федерации.
Для решения рассматриваемого вопроса требуется выработка консолидированной позиции как со стороны объединений предпринимателей и работодателей, так и субъектов Российской Федерации.
Раздел 3. Предложения рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по совершенствованию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В ходе работы над Докладом выработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы поддержи и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Данные рекомендации затрагивают широкий круг вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и направлены как на общее улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, так и на повышение качества работы органов власти и профильных организаций.