double arrow

Упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях

Действующим трудовым законодательством Российской Федерации не всегда учитываются особенности регулирования трудовых отношений на малых предприятиях.

Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателей вести кадровое делопроизводство, предусматривающее различные формы отчетности, характеризующие взаимоотношения с работниками, а также высокие штрафы за их нарушения.

Соблюдение требований сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Как следствие, многие малые предприятия переходят на неформальные взаимоотношения с работниками.

Для решения данной проблемы целесообразно такие механизмы, которые не вынуждают работодателей – субъектов малого предпринимательства нарушать установленные требования и не лишают их работников предусмотренных прав.

В частности, предлагается рассмотреть вопрос об утверждении типовой формы договора, заключаемого работодателем – микропредприятием (с численностью занятых до 15 человек) с работником с одновременных освобождением таких работодателей от обязанности утверждать локальные нормативные акты по вопросам трудового права.

В случае реализации данного предложения микропредприятия будут освобождены от обязанности принимать локальные нормативные акты, в том числе устанавливать:

- продолжительность ежедневной работы;

- порядок и условия работы в ночное время;

- размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения;

- условия привлечения к работе в выходные и праздничные дни;

- порядок и условия предоставления дополнительных отпусков;

- систему и условия оплаты труда;

- порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками;

- предоставление гарантий, компенсаций и др.

Указанные положения будут урегулироваться в трудовом договоре, заключаемом с работником.

При этом речь идет не о снижении уровня защищенности работников микропредприятий, а о форме выражения закрепленных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций – в трудовом договоре с работником.

Предлагаемые изменения позволят снять административную и финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.

Дальнейшими направлениями работы по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации в отношении малых предприятий могут стать следующие:

- снятие излишних ограничений на заключение срочного трудового договора между работодателем и работником;

- расширение перечня оснований для изменения условий трудового договора за счет включения в него причин экономического характера;

- сокращение сроков предупреждения работника о предполагаемом изменении трудового договора по причинам экономического характера (не менее 14 дней);

- сокращение срока выплаты выходных пособий в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата) работников – не менее одного месяца;

- расширение возможностей работника и работодателя по заключению трудовых договоров на определенный период времени (срочных трудовых договоров);

- предоставление работодателям – индивидуальным предпринимателям на заключение ученического договора;

- определение вопросов предоставления работодателем – субъектом малого предпринимательства гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, на основе договора между работником и работодателем;

- разработка механизмов, защищающих интересы работодателей и работников при исчезновении одной их сторон.

Обеспечение гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В соответствии с действующим законодательством лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются гарантии и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений.

К указанным гарантиям и компенсациям, в частности, относятся: выплата районного коэффициента к заработной пате, выплата процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставление ежегодного дополнительного отпуска, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсации расходов, связанных с переездом и другие.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации» уточнил положения, касающиеся вопроса предоставления компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
в пределах территории Российской Федерации.

Данные изменения вызвали массовую волну обращений предпринимателей, а также общественных и некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, в адрес органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросу увеличения финансовой нагрузки на работодателей, в первую очередь из числа малых и средних предприятий.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2014 г. № ЮТ-П16-8491 (пункт 4) Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России, субъектами Российской Федерации, а также с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей подготовлены следующие предложения по снижению указанных затрат работодателей, представляющих субъекты малого и среднего предпринимательства:

1. Определение в трудовом законодательстве Российской Федерации фиксированного размера компенсации затрат на предоставление сотрудникам компенсаций на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации со стороны работодателей, не относящихся к бюджетной сфере. Такой размер, в частности, может устанавливаться Правительством Российской Федерации, при этом субъекты Российской Федерации могут быть наделены полномочием по его увеличению.

Вместе с тем данное предложение может противоречить положениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 2-П о том, что размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно со стороны работодателя должен соответствовать целевому назначению указанной компенсации, то есть максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.

2. Компенсация расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета.

Возможны три варианта реализации указанного предложения:

1) Субсидирование затрат на компенсацию расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета.

По мнению отдельных субъектов Российской Федерации, соответствующую меру поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства возможно предусмотреть в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России.

Необходимо отметить, что в рамках программы средства федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации целевым образом на конкурсной основе при условии софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реализующиеся в соответствии с государственной программой субъекта Российской Федерации с учетом специфики развития малого и среднего предпринимательства на конкретной территории.

Мероприятия, предусмотренные программой, нацелены на повышение добавленной стоимости в секторе малого и среднего предпринимательства, расширение производства продукции малыми и средними предприятиями, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также следует отметить, что в рамках соглашений о предоставлении субсидии между субъектами Российской Федерации и субъектами малого и среднего предпринимательства устанавливаются показатели эффективности, например, прирост объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, прирост среднесписочной численности работников.

При этом анализ распределения средств федерального бюджета по основным направлениям программы показывает, что «прямые» меры финансовой поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства составляют 55 % от общего объема оказываемой поддержки, «непрямые» меры поддержки в форме создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составляют 45 %.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 год составляют 20,135 млрд. рублей. Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на 2015 год сумма субсидии составляет – 19,173 млрд. рублей.

При этом по оценке Минтруда России, общая сумма средств на выплату гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях малого и среднего бизнеса, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из федерального бюджета в 2014 году может составить 24,2 млрд. рублей, в том числе на оплату стоимости проезда в отпуск работника (без учета членов семьи) – 10,7 млрд. рублей.

Таким образом, ни объем финансирования, ни цели программы, ни принципы предоставления средств не позволяют предусмотреть субсидирование затрат на компенсацию расходов по оплате проезда работников и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств программы.

2) Обеспечение компенсации затрат работодателей в связи с предоставлением работникам компенсаций на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации за счет иных средств из федерального бюджета.

Реализация данного предложения потребует формирования механизма
и порядка предоставления компенсаций, что в свою очередь сопряжено
с издержками на его администрирование, а также потребует дополнительных издержек от заявителей, связанных с оформлением документов.

3) Снижение налоговой нагрузки на предпринимателей.

Необходимо отметить, что для целей налогообложения прибыли согласно пунктам 7, 11 и 12 статьи 255 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), в порядке, предусмотренном действующим законодательством, – для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, – для иных организаций; надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях; надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Таким образом, для предпринимателей, использующих общую систему налогообложения, предусмотрен механизм, позволяющий выработать решения по предоставлению работникам гарантий и компенсаций за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время в отношении предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, может быть также предусмотрено введение механизма вычета затрат на предоставление гарантий и компенсаций из суммы налога, уплачиваемого в связи с применением того или иного режима.

В частности, в соответствии со статьями 346.21 и 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в пользу работников, в размере не более чем на 50% от суммы налога.

В целях снижения финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства возможно расширение перечня расходов, вычитаемых
их суммы налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход за счет включения в этот перечень расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту использования отпуска и обратно, в размере не более чем на 50% от суммы налога.

Аналогичный механизм может быть использован в отношении патентной системы налогообложения (в случае ее применения индивидуальными предпринимателями с наемными работниками).

Реализация данной меры не потребует выделения целевых средств
из федерального бюджета, однако приведет к уменьшению доходов региональных и местных бюджетов в размере не менее 10,7 млрд. рублей (по предварительной оценке).

Согласно поручению Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2014 г № П13-58278 субъектам Российской Федерации рекомендовано рассмотреть указанные предложения и по результатам проинформировать Правительство Российской Федерации.

Для решения рассматриваемого вопроса требуется выработка консолидированной позиции как со стороны объединений предпринимателей и работодателей, так и субъектов Российской Федерации.


Раздел 3. Предложения рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по совершенствованию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В ходе работы над Докладом выработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы поддержи и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Данные рекомендации затрагивают широкий круг вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и направлены как на общее улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, так и на повышение качества работы органов власти и профильных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: