Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии

У всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, которые связаны непосредственно с характером и вы­раженностью первичных нарушений и с особенностями вторич­ных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредствен­но из биологического характера болезни, вторичные же отклоне­ния возникают как следствие первичных нарушений, и прежде всего они поддаются воздействию ранней коррекционной помо­щи. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные откло­нения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

Следует учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и наоборот — при одном и том же первичном нарушении отсут­ствует полное совпадение проявляемых при этом вторичных от­клонений, типичных для того или иного вида дефицитарного раз­вития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодо­лению. Например, при умственной отсталости, при которой ин­теллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (по­левое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вме­сте с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблю­даться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмо­циональными расстройствами.

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень психических процессов (внима­ния, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность мотор­ного развития; снижение произвольности психических процес­сов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию ста­новления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Пере­численные недостатки могут проявляться у дошкольников с раз­личными видами нарушений в неодинаковой степени и в разных комбинациях.

Специфические трудности, испытываемые детьми с тем или иным нарушением, обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся отклонений и условиями социально-педагогического окружения ребенка на ранних этапах его развития.

Дошкольная коррекционная педагогика, рассматривая вопро­сы воспитания и обучения каждого конкретного ребенка и детей (определенной категории, постоянно учитывает общий фон виталъных и образовательных потребностей ребенка, его общие и специфические особенности, направленность на формирование компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Наряду с этим важно постоянно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обуче­ние родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относятся к области значимых направлений дош­кольной коррекционной педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: