double arrow

Плохие слушатели



Сосредоточение

Понимание

Запоминание

Оценка

Эмпатическая реакция


Внимательны к важной инфор­мации. Подготавливаются физически и психологически. Слушают объективно, вне зависимости от эмоциональной значимости. Слушают по-разному, в зависимости от значимости ситуации

Приписывают сказанному пра­вильное значение. Обращают внимание, каковы цель, ключевые пункты и подтверждающая инфор­мация. Задают продуманные вопросы, предвосхищая информацию. Применяют парафраз, чтобы проверить свое понимание инфор­мации. Ищут скрытое значение в невербальных сигналах

Сохраняют информацию. Повторяют ключевую информацию. Мысленно создают мнемонические приемы запоминания для списка слов или идей. Делают заметки

Слушают критически. Разделяют факты и умозаключения. Анализируют умозаключения

Говорят слова утешения и поддержки. Дают альтернативную интерпретацию


Могут не слушать, что им говорят. Сидят, развалившись, смотрят в окно и позволяют себе мысленно отвлекаться. Заметно реагируют на эмоциональную речь. Слушают одинаково вне зависимости от типа информации

Слышат сказанное, но или не способны понять, или понимают неправильно. Не уделяют внимания способу организации информации. Не способны предвосхищать информацию. Редко осмысливают полученную информацию или не делают этого никогда. Игнорируют невербальные сигналы

Интерпретируют информацию точно, но забывают ее. Считают, что запомнят и так. Редко выделя­ют какую-либо информацию как особенно важную. Полагаются только на память

Слушают и понимают, но не способны взвесить и оценить услышанное. Не видят разницы между фактами и умозаключениями. Принимают информацию как она есть

Глухи к радости или горю, меняют тему разговора


Важно уметь не только слушать, но и слышать то, что собеседник сообщает, т. е. правильно понимать и интерпретировать полученную информацию. Этому, одна­ко, может помешать ожидание получения от собеседника информации определен­ного содержания. Это может значительно исказить понимание того, что сказал собеседник.



Однажды в лабораторию физиологии труда, где я работал некоторое время, пришел коррес­пондент молодежной газеты в поисках информации с «передового края науки». Заведующий лабораторией посоветовал корреспонденту поговорить с аспирантом, который изучал влия­ние представлений о движениях на изменение биотоков в мышцах, т. е. идеомоторный акт. Через две недели мы прочли в газете заметку этого корреспондента, который писал, что молодой ученый такой-то изучает вопрос о том, как по биотокам в мышце можно читать мыс­ли человека.


Этот феномен, когда человек слышит не то, что говорят, а что он хочет услы­шать, получил название «ошибки интервьюирования».

* * *

Эффективность общения зависит от имеющихся у людей психологических установок, их возрастных и половых характеристик, морально-политического облика (убеждения, мировоззрения, идеалы, отношение к природе, к труду, уче­нию, культуре, к другим людям и к самому себе), уровня интеллектуального раз­вития, интересов, склонностей, степени внушаемости, коммуникабельности, т. е. легкости установления контактов с другими людьми.

Для эффективного общения имеют значение и другие особенности личности, которые мы рассмотрим более подробно в главе 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: