Понятие, черты и принципы судебной власти. Функции судебной власти. Правосудие – понятие и формы

Судебная власть в РБ осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судом полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых го­ворится в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией (статья 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Если законодательную власть осуществляет один орган – парламент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граж­дан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом про­цедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть принадлежит судам, т.е. суды являются ее носителями.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (статья 3 Кон­ституции). Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои реше­ния именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные пол­номочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосу­дие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Свойства, характеризующие судебную власть, проявляются в назначении судебной власти в обществе и государстве, ее содержание, процедуре реализации, взаимодействия законодательной и исполнительной ветвями власти. Эти свойства закреплены в конституции и других правовых источниках курса судоустройства. Свойствами судебной власти являются:

• обязательность судебных решений,

• самостоятельность и независимость,

• полнота и исключительность,

• верховенство в системе юстиции,

• объективность и беспристрастность,

• политическая нейтральность и легитимность.

Обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования и распоряжения суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.

Самостоятельность и независимость состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе вышестоящим судам. Решение по делу принятому судом единолично и не требует внешнего утверждения и одобрения. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчинены только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия не допускается и влечет предусмотренную законодательством ответственность.

Полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей. Рассмотрение означает и то, что решения судьи могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий.

Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают судебные споры непредвзято, т.е. при отсутствии какой-либо заинтересованности в исходе дела, а всестороннее через исследование всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера. Гарантия данного свойства судебной власти является содержание в процессуальном законодательстве института отвода, самоотвода судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.

Верховенство судебной власти прежде всего проявляется в особом правовом институте суда среди правоохранительных органов, а также то, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства, т.е. парламентом, президентом и осуществляется от имени РБ.

Политическая нейтральность – важная черта судебной власти, обеспечивает беспристрастность и объективность суда. Рассмотренный принцип отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью. Судьи не в праве состоять в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели, оказывать поддержку, не в праве осуществлять депутатскую деятельность и публично высказывать свои политические взгляды.

Легитимность судебной власти заключается в ее соответствии законодательству, т.е. установленной им процедуре формирования органов и деятельности судебной власти. Судебная власть признается легитимной при доверии к ней населения.

Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекает по 2 направлениям. Во-первых – ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых – каждая из трех ветвей власти, осуществляя свои полномочия сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

Парламент и президент РБ, принимая или издавая законы и иные НПА, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, участвовать в разработке и обсуждении законопроекта, давать заключения о соответствии конституции содержания НПА, разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики. Парламент и президент принимают участие в назначении и освобождении от должности судей председателей, заместителей. Парламент также утверждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.

Исполнительная власть, т.е. Минюст и его органы на местах осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между госорганами и гражданами.

Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели характеризуется таким свойством, как политическая нейтральность судебной власти. Судебная власть взаимодействует с политическими партиями и общественными объединениями преследующими политические цели: судебной власти подсудны конфликты между одной или двумя сторонами, которыми являются указанные институты.

Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие. Нет единого подхода в определении рассмотрения понятия и со стороны ученых-юристов. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирании, разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.

Правосудию присущ ряд отличительных признаков:

1) правосудие может осуществляться только особым органом: судом (судьей)

2) правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способом. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешения судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по уголовным делам, по хозяйственным делам, по административным делам и конституционным делам.

3) Правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. В соответствии со ст.2 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судоустройства.

4) Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: