Концентрация производства в регионах и ее влияние на развитие рынков

Концентрация производства – это сосредоточение производства на крупных предприятиях либо в рамках одной отрасли, либо в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей.

В каждой отрасли или подотрасли, изготавливающей определенную продукцию, концентрация производства зависит от конструктивно-технологических особенностей продукции. Например, в черной металлургии, электроэнергетике и некоторых других отраслях концентрация производства, а следовательно и размеры предприятий, зависят от размеров мощности основных агрегатов, а также их количества, обеспечивающего комплексное использование всех факторов производства и управления. В машиностроении, размеры производства определяются оптимальным сочетанием определенных комплексов машин и оборудования, форм организации в соответствии с особенностями технологии производства. Общий уровень концентрации машиностроительного производства складывается под влиянием агрегатной (единичная мощность) и производственно-технической концентрации (значительное количество агрегатов на одном предприятии). Специализированные предприятия средних и небольших размеров, оснащенные современной высокопроизводственной техникой, создают более высокую концентрацию производства данной конкретной однородной продукции по сравнению с уровнем концентрации ее на крупных предприятиях универсального типа. Под влиянием специализации размеры предприятий по сравнению с универсальным могут даже уменьшаться, но размеры производства данной однородной продукции будут во много раз увеличиваться.3

Монополизм на региональных рынках

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Расчет емкости рынка и доли на нем хозяйствующих субъектов

Емкость рынка представляет собой совокупную стоимость товаров, которые может поглотить рынок при определенных условиях за какой-либо период времени.

Доля на рынке хозяйствующих субъектов определяет часть совокупной произведенной регионом продукции, которая приходится на данную отрасль и исчисляется в процентах.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: