Подростковая сексуальность – одна из важных сфер жизни в пубертатном периоде
[6, 35, 47]. С позиций теории системогенеза следует предполагать определяющую роль
становления сексуальности в жизни и здоровье подростка. Психосексуальное развитие
(ПСР) следует считать одним из компонентов гармоничного развития личности, состав-
ной частью здоровья подростка.
Игнорирование проблемы сексуального развития и поведения подростков совер-
шенно недопустимо. Сегодня специалисты сталкиваются с двумя процессами, своего ро-
да ножницами: возросшая активизация сексуальных устремлений подростков, с одной
стороны, и заметное снижение при этом репродуктивных установок (1,6 ребенка на пла-
нируемую семью), с другой. Наряду с чисто биологическими и социальными причинами
такого явления, следует отметить отсутствие физиологически обоснованных программ
полового и гигиенического воспитания подростков с ориентацией на ответственное ро-
дительство, искусственную стимуляцию сексуальной активности подростков во многих
средствах массовой информации.
Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья
ГЛАВА 1 14
Место психосексуального развития в пубертатном созревании подростков
Несмотря на то что половое созревание и психосексуальное развитие не тождест-
венны, постоянно сказывается тесная взаимосвязь эндокринной перестройки и психо-
эмоциональных проявлений подростка.
Половое созревание – это формирование вторичных половых
признаков, развитие репродуктивных органов, формирование спо-
собности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и
происходит без нашего участия.
Психосексуальное развитие – формирование сексуального
влечения и сексуального поведения в результате совместного влияния
комплекса факторов, включая воспитание. ПСР – это формирование
полового самосознания (ощущение себя представителем определен-
ного пола), половой роли и наличие соответствующих стереотипов по-
лового поведения.
Указанные два процесса идут параллельно, накладывая своеобразный отпечаток на
поведение подростка.