Понятие о физиологической зрелости

Как известно, гармоничность формирования человека подразумевает, наряду с про-

порциональностью показателей физического и полового развития, соблюдение хроноло-

гических закономерностей формирования психосоциальной и психосексуальной зрелос-

ти личности. Рассогласованность перечисленных процессов весьма характерна для тех

подростков, которым не созданы благоприятные условия.

Особенности данного этапа жизни состоят в том, что интенсивность процессов,

происходящих на уровне организма в целом, приводит к кардинальным трансформациям

тела, которые не всегда сопровождаются столь же быстрыми изменениями социально-

психологических характеристик личности (в частности, коммуникативных навыков), а тем

более изменениями в сознании и самосознании подростка. Ощущение несоответствия

между новыми требованиями среды, телесными ощущениями и прежними, сложившими-

ся ранее представлениями о себе, часто вызывают чувство неуверенности и дискомфор-

та. Настроение у подростка становится эмоционально переменчивым, неустойчивым.

Переходя из детства во взрослый мир, подросток еще не принадлежит полностью ни к то-

му, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков не-

соответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено разны-

ми темпами полового созревания у каждого человека. Например, в одном и том же клас-

се при календарном возрасте в 14 лет, часть учеников будет иметь реальный биологиче-

ский возраст, то есть физиологическую зрелость, соответствующую 14 годам, часть –

9–11 годам, а часть – 16–18 годам.

Важно помнить еще об одной существенной особенности пубертатного периода,

оказывающей значительное влияние на поведение подростка и успешность образова-

Особенности подросткового и молодежного периода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: