Как известно, гармоничность формирования человека подразумевает, наряду с про-
порциональностью показателей физического и полового развития, соблюдение хроноло-
гических закономерностей формирования психосоциальной и психосексуальной зрелос-
ти личности. Рассогласованность перечисленных процессов весьма характерна для тех
подростков, которым не созданы благоприятные условия.
Особенности данного этапа жизни состоят в том, что интенсивность процессов,
происходящих на уровне организма в целом, приводит к кардинальным трансформациям
тела, которые не всегда сопровождаются столь же быстрыми изменениями социально-
психологических характеристик личности (в частности, коммуникативных навыков), а тем
более изменениями в сознании и самосознании подростка. Ощущение несоответствия
между новыми требованиями среды, телесными ощущениями и прежними, сложившими-
ся ранее представлениями о себе, часто вызывают чувство неуверенности и дискомфор-
та. Настроение у подростка становится эмоционально переменчивым, неустойчивым.
|
|
Переходя из детства во взрослый мир, подросток еще не принадлежит полностью ни к то-
му, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков не-
соответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено разны-
ми темпами полового созревания у каждого человека. Например, в одном и том же клас-
се при календарном возрасте в 14 лет, часть учеников будет иметь реальный биологиче-
ский возраст, то есть физиологическую зрелость, соответствующую 14 годам, часть –
9–11 годам, а часть – 16–18 годам.
Важно помнить еще об одной существенной особенности пубертатного периода,
оказывающей значительное влияние на поведение подростка и успешность образова-
Особенности подросткового и молодежного периода