Г.С. Васильченко (1983) выделил три этапа психосексуального развития, которое
идет параллельно с соматическим (физическим) и половым созреванием.
1 этап – формирование полового самосознания, половая идентификация, то есть
осознание принадлежности индивида к определенному полу. Оно складывается из пред-
ставления человека о том, насколько он похож на людей своего пола, и представления о
том, на кого бы он хотел быть похожим. Содержание этапа в значительной мере детерми-
нировано половой дифференцировкой мозга в антенатальном периоде. Сравнивая себя
со взрослыми и другими детьми, общаясь с ними, ребенок получает образное представ-
ление о своей половой принадлежности. В процессе игры в «дочки-матери», в «доктора»
ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает
осваивать половую роль. Понимание своей половой принадлежности также реализуется
через детское любопытство, изучение своих половых органов.
На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с
внешней атрибутикой пола и стилем поведения: мужчины носят штаны и коротко стригут-
ся, женщины носят платья и пользуются косметикой. Детям кажется, что пол легко можно
сменить. Например, мальчик может сказать: «Вот одену платье и стану девочкой». Этап
можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он – мальчик или девочка.
К 4–6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к
мужскому или женскому полу определяется формой наружных половых органов. Сегодня
наблюдается заметное запаздывание сексуальной самоидентификации (на 2–10 лет).
Особенности подросткового и молодежного периода