Этапы психосексуального развития

Г.С. Васильченко (1983) выделил три этапа психосексуального развития, которое

идет параллельно с соматическим (физическим) и половым созреванием.

1 этап – формирование полового самосознания, половая идентификация, то есть

осознание принадлежности индивида к определенному полу. Оно складывается из пред-

ставления человека о том, насколько он похож на людей своего пола, и представления о

том, на кого бы он хотел быть похожим. Содержание этапа в значительной мере детерми-

нировано половой дифференцировкой мозга в антенатальном периоде. Сравнивая себя

со взрослыми и другими детьми, общаясь с ними, ребенок получает образное представ-

ление о своей половой принадлежности. В процессе игры в «дочки-матери», в «доктора»

ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает

осваивать половую роль. Понимание своей половой принадлежности также реализуется

через детское любопытство, изучение своих половых органов.

На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с

внешней атрибутикой пола и стилем поведения: мужчины носят штаны и коротко стригут-

ся, женщины носят платья и пользуются косметикой. Детям кажется, что пол легко можно

сменить. Например, мальчик может сказать: «Вот одену платье и стану девочкой». Этап

можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он – мальчик или девочка.

К 4–6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к

мужскому или женскому полу определяется формой наружных половых органов. Сегодня

наблюдается заметное запаздывание сексуальной самоидентификации (на 2–10 лет).

Особенности подросткового и молодежного периода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: