Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начи-
нает усваивать половые роли.
2 этап – формирование стереотипа полоролевого поведения – публичного выраже-
ния половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обес-
печивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот
этап продолжается весь препубертатный период.
Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Проявляется
склонность девочек к сугубо индивидуальной дружбе и любви. Тогда как мальчики склон-
ны самоутверждаться среди более старших ребят. Содержание этапа реализуется, преж-
де всего, через половое воспитание в семье – распределение ролей матери и отца. Роль
полноценности семьи представляется особенно значимой. Например, если мальчик рас-
тет без отца, то он будет испытывать трудности в партнерских взаимоотношениях в соб-
ственной семейной жизни. С другой стороны, если один из партнеров в семье не имеет
собственного мнения, это также не будет способствовать гармоничному развитию под-
ростка. Мальчик захочет идентифицировать себя с авторитарной матерью; девочка будет
подражать отцу, если он представляет собой яркую личность.
3 этап – формирование психосексуальных ориентаций – направленность полового
влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения.
Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют:
гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты; соответствующий уро-
вень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание.
Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в
подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведе-
ния, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-
культурной обстановке. Велика роль семьи, других взрослых, воздействия сверстников и
самовоспитания.
Этапы становления подростковой сексуальности, с учетом рекомендаций Г.С. Ва-
сильченко (1983), представлены в табл. 1.1. Между стадиями нет четких границ, они плав-
но переходят друг в друга, могут быть и пограничные стадии.
ПСР подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и соци-
ального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируются эмо-
циональный, затем физический компонент и лишь затем по мере созревания морали –
чувство ответственности перед партнером, перед возможным потомством. Поскольку
формирование влечения в значительной мере определяется степенью физиологической
зрелости, гормональной насыщенности и социальными факторами, то переход с уровня
платонического на уровень эротического и сексуального либидо будет происходить неза-
висимо от того, было или не было практического подкрепления каждого этапа. Причем
чем выше уровень нереализованной «теоретической» сексуальности, тем больше риск
отклонений (сексуальных, психосоматических, психических).