ГЛАВА 1. Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начи-

Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начи-

нает усваивать половые роли.

2 этап – формирование стереотипа полоролевого поведения – публичного выраже-

ния половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обес-

печивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот

этап продолжается весь препубертатный период.

Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Проявляется

склонность девочек к сугубо индивидуальной дружбе и любви. Тогда как мальчики склон-

ны самоутверждаться среди более старших ребят. Содержание этапа реализуется, преж-

де всего, через половое воспитание в семье – распределение ролей матери и отца. Роль

полноценности семьи представляется особенно значимой. Например, если мальчик рас-

тет без отца, то он будет испытывать трудности в партнерских взаимоотношениях в соб-

ственной семейной жизни. С другой стороны, если один из партнеров в семье не имеет

собственного мнения, это также не будет способствовать гармоничному развитию под-

ростка. Мальчик захочет идентифицировать себя с авторитарной матерью; девочка будет

подражать отцу, если он представляет собой яркую личность.

3 этап – формирование психосексуальных ориентаций – направленность полового

влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения.

Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют:

гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты; соответствующий уро-

вень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание.

Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в

подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведе-

ния, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-

культурной обстановке. Велика роль семьи, других взрослых, воздействия сверстников и

самовоспитания.

Этапы становления подростковой сексуальности, с учетом рекомендаций Г.С. Ва-

сильченко (1983), представлены в табл. 1.1. Между стадиями нет четких границ, они плав-

но переходят друг в друга, могут быть и пограничные стадии.

ПСР подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и соци-

ального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируются эмо-

циональный, затем физический компонент и лишь затем по мере созревания морали –

чувство ответственности перед партнером, перед возможным потомством. Поскольку

формирование влечения в значительной мере определяется степенью физиологической

зрелости, гормональной насыщенности и социальными факторами, то переход с уровня

платонического на уровень эротического и сексуального либидо будет происходить неза-

висимо от того, было или не было практического подкрепления каждого этапа. Причем

чем выше уровень нереализованной «теоретической» сексуальности, тем больше риск

отклонений (сексуальных, психосоматических, психических).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: