тельного процесса. Характер функционирования центральной нервной системы (ЦНС)
определяется в большей степени уровнем половой зрелости, чем календарным возрас-
том. Значительное влияние на организацию деятельности мозга оказывают эндокринные
изменения, связанные с половым созреванием. Под влиянием половых гормонов проис-
ходит повышение активности гипоталамуса. На этапе бурного полового созревания
(10–14 лет у девочек и 13–16 лет у мальчиков) по ряду нейрофизиологических показате-
лей выявляются изменения в функционировании мозга. Интеллектуальные способности
учащихся временно могут снижаться, особенно это заметно у девочек.
Что касается мальчиков, то в старшихклассах у них усиливается концентрация нерв-
ных процессов. Если девочки в это время нуждаются в снижении учебных требований
(иначе их обязательность и аккуратность приведут к срыву нервной деятельности – так
называемая болезнь отличниц), то мальчикам необходимо увеличить академическую на-
грузку. К сожалению, условия образовательного стандарта, не предусматривают таких
изменений.
Клинически отрицательные сдвиги в функционировании высших отделов ЦНС на на-
чальных этапах полового созревания на поведенческом уровне также проявляются в эмо-
циональной неустойчивости, неуравновешенности, снижении работоспособности. В ус-
ловиях нарастающей социализации подростков функциональных резервов головного
мозга часто оказывается недостаточно, и, как следствие, формируется поведенческая
дезадаптация и отклонения в состоянии здоровья. Кстати, у девочек средних и старших
классов ухудшение памяти («девичья память») может быть связана с резкой гипоэстроге-
нией и с обильными месячными, то есть анемией и гипоксемией.