Понятия и особенности финансовой политики государства

При Правительстве Российской Федерации»

(Уфимский филиал)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Финансовая политика государства»

Выполнила: Смирнова Я.К.

Факультет: Экономика

Группа: 22СП

Курс: 2 курс

Личное дело: 100.28/130291

Научный руководитель:

.

УФА-2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Финансовая политика государства……………………………………...4

1.1 Понятия и особенности финансовой

политики государства………………………………………………………..4

2. Содержание финансовой политики……………………………………...9

3. Организация финансовой политики…………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………..16

Литература…………………………………………………………………...17

Введение

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Важную роль в реализации экономических целей государства играет финансовая политика. При ее разработке следует исходить из конкретных исторических условий, особенностей каждого эко­номического этапа развития страны, финансовых возможностей.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.

Финансовая политика государства

Понятия и особенности финансовой политики государства

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на финансирование расширенного воспроизводства, формирование федерального бюджета, а также на поддержание устойчивого финансового развития страны.

С точки зрения государства финансовая политика — это само­стоятельная сфера деятельности государства в области финансо­вых отношений, составная часть его экономической политики.

Финансовая политика, как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые обладают, в соответствии с законодательством, полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются:

1. создание финансовых условий для социально-экономического развития общества;

2. повышение уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. [1]

Задачи финансовой политики государства:

1. обеспечение устойчивого экономического роста;

2. эффективное использование государственных финансов;

3. обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

На формирование финансовой политики существенно влия­ют следующие факторы:

• конкретные социально-экономические условия страны;

• уровень развития фундаментальной науки;

• роль и степень участия государства в экономике;

• конкретные формы и методы разработки финансовой политики.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организации органов управления финансовой системой. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

- общность функций всех финансовых учреждений;

- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Цели финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Основные направления финансовой политики:

• выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основывающейся на знании экономических законов и анализе развития всего общественного хозяйства;

• определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период развития экономики;

• разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.[2]

Финансы являются связывающим звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, представляющие финансовые ресурсы страны.

Финансы как система общественных отношений достаточно динамичны. Законодательно могут вноситься изменения и в процесс формирования доходов, и в статьи расходов. Могут меняться межбюджетные отношения. Такие изменения вносятся в целях проведения той или иной финансовой политики.[3]

Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют собственно финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования и прежде всего обеспечения денежного предложения.

Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен инструментарий (набор методов) той и другой политики. Кроме того, результаты проведения финансовой и денежной политики могут противоречить друг другу.

Условиями эффективности финансовой политики являются своевременно и в необходимом объеме задействованные финансовые инструменты, подготовка законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

· зависимость от конечной цели;

· макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

· соответствие интересам всех членов общества;

· использование экономических законов;

· учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики общественного сознания и психологии, с учетом изменений в социальной структуре общества.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики. [4]

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: