Метод наблюдения в анализе организации труда и отдыха студентов (хронокартирование)

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторное занятие 1

Тема: Методы психологического исследования

Тема задания:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В АНАЛИЗЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА СТУДЕНТОВ (ХРОНОКАРТИРОВАНИЕ)

Один из вариантов методики измерения временных параметров деятельности. Запись наблюдений: свободное словесное описа­ние, стандартный протокол. Задание предлагается для само­стоятельного проведения в течении недели.

Ход работы

Введение

Измерение временных параметров деятельности может многое объяс­нить психологу. Так, только на основе сведений о длительности выпол­нения разных операций и о том, в какой последовательности они выпол­няются в течение рабочей смены, мы можем выделить преобладающий тип трудовой нагрузки и дать общую психофизиологическую характеристику системы функций, с помощью которых осуществляется данная трудовая деятельность. Кроме этого, чередование видов занятий во времени явля­ется важной составляющей планирования и организации труда. Для многих квалифицированных видов труда функция планирования и распределения занятий во времени не регламентируется достаточно жестко инструкция­ми. Это составляет обязанность самого работника. К такого рода про­фессиям можно отнести труд педагога, инженера, конструктора, руково­дителя трудового подразделения, наладчика сложных машин, автоматов и т.п. Умение планировать свою деятельность во времени – действенный способ предотвращения стрессогенных ситуаций, вызывающих не только снижение эффективности и качества труда, но и ухудшение самочувствия и здоровья. Выделяется два типа перегрузок в работе, приводящих к производственному стрессу:

1) перегрузки, вызванные большой слож­ностью задания;

2) перегрузки, обусловленные чрезмерно большим объемом работы (несложной по своей сути).

Перегрузки второго рода могут быть вполне устранены при более рациональном планировании работы во времени и распределении задания между несколькими работни­ками. В целях совершенствования труда профессионала рекомендуется проводить обследование его деятельности для со­поставления реальных и желаемых условий труда, содержания деятель­ности. В процессе такого обследования необходимо собрать факты, от­ражающие существующее положение дел и, в частности, картину распре­деления занятий работника во времени. Для того, чтобы собрать эти сведения, можно воспользоваться методикой «фотографии рабочего дня».

Методика «фотографии рабочего дня». Наблюдение по этой методике состоит в том, что наблюдатель отмечает в протоколе все виды занятий, фиксирует во времени моменты их смены. Затем составляются «хроно­граммы» – графические изображения длительности разных видов трудовой активности. В зависимости от цели исследования категории наблюдения могут быть более или менее дробными. «Фотография рабочего дня» может составляться и самим работником, имеющим реальную возможность наблю­дать за своим поведением и фиксировать результаты наблюдения во времени.

«Фотография рабочего дня» может быть «сплошной» (если протокол ведется без перерывов в течение всего наблюдаемого периода) и «выборочной» (в случае, если трудовая деятельность носит циклически повторяющийся характер, и для ее характеристики достаточно запротоколировать несколько последовательных циклов).

Сплошное протоколирование используется на начальных стадиях ис­следования, и его результаты служат сырым материалом, на основе ко­торого в дальнейшем выделяются категории поведения, подлежащие спе­циальному анализу. Процесс наблюдения упрощается, и создается мето­дика наблюдения, в которой фиксируемые во времени виды занятий вклю­чаются в соответствующие категории. Примером такого категоризованного протокола наблюдения за трудовым поведением человека во времени может быть «хронокарта», разработанная в 20-е годы ХХ в. А. К. Гастевым (I882-I94I), видным деятелем в области советской научной организации труда и управления.

Задачи работы

1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.

2. Освоить методику «фотографии рабочего дня» с использованием хронокарт.

Методика хронокарты и ее использование в изучении утомления студентов

Хронокарта А. К. Гастева применялась многими совет­скими психофизиологами труда. В частности, профессор К. Х. Кекчеев (1893-1948) с успехом использовал ее в изучении утомления студен­тов-медиков (1927). Работы К. Х. Кекчеева включали сначала конста­тацию степени утомления, затем выяснение его причин и разработку мер борьбы с утомлением. О наличии утомления студентов свидетельст­вовали результаты диагностических психологических и психифизиологических проб, полученные при утренних и вечерних замерах. К концу дня у студентов более чем на 20 % в среднем снижалась память и объем внимания, они медленнее реагировали на сигналы. Субъективные выс­казывания также подтверждали, что студенты значительно уставали к вечеру. Для изучения причин усталости К. Х. Кекчеев считал необходи­мым рассматривать взаимосвязно труд и быт студентов, характер рас­пределения разных видов их деятельности в течение суток. Таблица 1 представляет собой пример заполнения хронокарты, при отнесении еди­ниц наблюдения (статей времени, или видов занятий) к категориям по­ведения, указанным в таблице 2.


Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: