ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Лабораторное занятие 1
Тема: Методы психологического исследования
Тема задания:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В АНАЛИЗЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА СТУДЕНТОВ (ХРОНОКАРТИРОВАНИЕ)
Один из вариантов методики измерения временных параметров деятельности. Запись наблюдений: свободное словесное описание, стандартный протокол. Задание предлагается для самостоятельного проведения в течении недели.
Ход работы
Введение
Измерение временных параметров деятельности может многое объяснить психологу. Так, только на основе сведений о длительности выполнения разных операций и о том, в какой последовательности они выполняются в течение рабочей смены, мы можем выделить преобладающий тип трудовой нагрузки и дать общую психофизиологическую характеристику системы функций, с помощью которых осуществляется данная трудовая деятельность. Кроме этого, чередование видов занятий во времени является важной составляющей планирования и организации труда. Для многих квалифицированных видов труда функция планирования и распределения занятий во времени не регламентируется достаточно жестко инструкциями. Это составляет обязанность самого работника. К такого рода профессиям можно отнести труд педагога, инженера, конструктора, руководителя трудового подразделения, наладчика сложных машин, автоматов и т.п. Умение планировать свою деятельность во времени – действенный способ предотвращения стрессогенных ситуаций, вызывающих не только снижение эффективности и качества труда, но и ухудшение самочувствия и здоровья. Выделяется два типа перегрузок в работе, приводящих к производственному стрессу:
1) перегрузки, вызванные большой сложностью задания;
2) перегрузки, обусловленные чрезмерно большим объемом работы (несложной по своей сути).
Перегрузки второго рода могут быть вполне устранены при более рациональном планировании работы во времени и распределении задания между несколькими работниками. В целях совершенствования труда профессионала рекомендуется проводить обследование его деятельности для сопоставления реальных и желаемых условий труда, содержания деятельности. В процессе такого обследования необходимо собрать факты, отражающие существующее положение дел и, в частности, картину распределения занятий работника во времени. Для того, чтобы собрать эти сведения, можно воспользоваться методикой «фотографии рабочего дня».
Методика «фотографии рабочего дня». Наблюдение по этой методике состоит в том, что наблюдатель отмечает в протоколе все виды занятий, фиксирует во времени моменты их смены. Затем составляются «хронограммы» – графические изображения длительности разных видов трудовой активности. В зависимости от цели исследования категории наблюдения могут быть более или менее дробными. «Фотография рабочего дня» может составляться и самим работником, имеющим реальную возможность наблюдать за своим поведением и фиксировать результаты наблюдения во времени.
«Фотография рабочего дня» может быть «сплошной» (если протокол ведется без перерывов в течение всего наблюдаемого периода) и «выборочной» (в случае, если трудовая деятельность носит циклически повторяющийся характер, и для ее характеристики достаточно запротоколировать несколько последовательных циклов).
Сплошное протоколирование используется на начальных стадиях исследования, и его результаты служат сырым материалом, на основе которого в дальнейшем выделяются категории поведения, подлежащие специальному анализу. Процесс наблюдения упрощается, и создается методика наблюдения, в которой фиксируемые во времени виды занятий включаются в соответствующие категории. Примером такого категоризованного протокола наблюдения за трудовым поведением человека во времени может быть «хронокарта», разработанная в 20-е годы ХХ в. А. К. Гастевым (I882-I94I), видным деятелем в области советской научной организации труда и управления.
Задачи работы
1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.
2. Освоить методику «фотографии рабочего дня» с использованием хронокарт.
Методика хронокарты и ее использование в изучении утомления студентов
Хронокарта А. К. Гастева применялась многими советскими психофизиологами труда. В частности, профессор К. Х. Кекчеев (1893-1948) с успехом использовал ее в изучении утомления студентов-медиков (1927). Работы К. Х. Кекчеева включали сначала констатацию степени утомления, затем выяснение его причин и разработку мер борьбы с утомлением. О наличии утомления студентов свидетельствовали результаты диагностических психологических и психифизиологических проб, полученные при утренних и вечерних замерах. К концу дня у студентов более чем на 20 % в среднем снижалась память и объем внимания, они медленнее реагировали на сигналы. Субъективные высказывания также подтверждали, что студенты значительно уставали к вечеру. Для изучения причин усталости К. Х. Кекчеев считал необходимым рассматривать взаимосвязно труд и быт студентов, характер распределения разных видов их деятельности в течение суток. Таблица 1 представляет собой пример заполнения хронокарты, при отнесении единиц наблюдения (статей времени, или видов занятий) к категориям поведения, указанным в таблице 2.
Таблица 1