ФИО _________________________________ Дата ______________________________ День недели ______________________
№ п/п | Деятельность | код | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция по заполнению хронокарты: наблюдатель должен записывать ту работу, которую он производит или то состояние, в котором он находится, например, лекции, практические занятия, ходьбу, сон и т.д. Против той или другой статьи времени он заштриховывает клетки, которые соответствуют времени, в течение которого данная статья осуществлялась.
Как видно из приведенного образца хронокарты, точность измерений времени составляет 30 мин, последовательность смены занятий прослеживается по вертикали сверху вниз, а по горизонтали – слева направо. Виды занятий записываются в форме их отнесения к выделенным исследователем категориям.
Каждый обследуемый получает шесть бланков хронокарт. Записи первого дня проверяются исследователем-инструктором. При этом уточняется, насколько правильно обследуемый выполняет инструкцию, что он относит к каждой категории поведения. Оставшиеся пять бланков заполняются им самостоятельно в течение недели. Следует отметить, что в большинстве случаев наблюдатели редко заполняют хронокарты непосредственно после каждой смены занятий, а делается это 2-3 раза в день; тем самым снижается точность записи. Поэтому в инструкции необходимо подчеркнуть желательность заполнения хронокарт без отсрочки.
Ценность хронокарт тем больше, чем больше дней они заполнялись. Недели и дни не похожи друг на друга, в связи с этим К. Х. Кекчеев рекомендовал проводить такие записи три-четыре недели. Но на практике оказалось, что максимальный срок, в течение которого хронокарты заполняются удовлетворительно – неделя.
После анализа хронокарт исследователь обязательно проводит беседу с обследуемыми лицами. Ведь хронокарта заполняется на основе наблюдения за собственным поведением, и здесь возможны субъективные толкования той или иной работы, использование неправильных обозначений и т.п. В беседе также выясняются качественные характеристики зафиксированных событий: условия, при которых протекает работа, характер работы, особенности отдыха и можно ли «отдых» считать действительно отдыхом.
Способы анализа результатов наблюдения с помощью хронокарты.
Составление суточного бюджета времени. Бюджет времени представляет собой соотношение времени на разные виды занятий и отдыха, выраженное в часах и минутах, а также в процентах. Это обобщенная характеристика затрат времени по интересующим исследователя категориям. В работе К. Х. Кекчеева такими категориями были: «академическая работа», «общественная работа», «вспомогательная работа» и «отдых». В таблице 2 представлены результаты средне-суточного бюджета времени двух студентов в разной степени загруженных общественной работой.
Таблица 2
Условное обозначение | Вид занятий | Студент- «общественник» | «Рядовой» студент |
t (часы и минуты) % | t (часы и минуты) % | ||
А | Академическая работа | 6ч.10мин 25,8 | 9ч. 02мин 37,6 |
Об | Общественная работа | 3ч. 30мин 14,4 | 1ч. 12мин 5,0 |
В | Вспомогательная работа | 5ч. 56мин 24,8 | 4ч. 44мин 19,7 |
От | Отдых и сон | 8ч. 24мин 35,0 | 9ч. 02мин 37,7 |
Но кроме распределения времени по таким крупным разделам, полезно проанализировать последовательность занятий в течение суток, для чего используется недельная хронограмма.
Недельная хронограмма и приемы ее анализа. На рисунке 1 представлены примеры недельных хронограмм студентки со сравнительно малой академической нагрузкой (А) и студента с большой нагрузкой (Б); из этих хронограмм видно, что у студента А академическая нагрузка захватывает даже воскресные дни. На хронограмме разным цветом, штриховкой заполняются периоды времени, соответствующие разным категориям поведения в течение каждого дня и всех дней недели. Наглядное компактное изображение последовательности смены занятий и отдыха позволяет выделить редкие и типичные нарушения оптимального их соотношения.
Поскольку К.Х. Кекчеева интересовали причины утомления и возможных предпатологических состояний, то в программе наблюдения и анализе результатов он уделяет особое внимание следующим категориям и их разновидностям: «работа» (академическая, общественная, вспомогательная), «отдых» (сон, подвижный отдых, эмоциональная разрядка, пассивный отдых), прием пищи. Соответственно, в анализе недельной хронограммы обсуждается фактический режим дня, питания, режим труда и отдыха по сравнению с некоторой идеальной нормой, критериями оптимальности. Из сопоставления «нормы» и отклонений от нее в недельных хронограммах обследуемых лиц могут быть разработаны меры по охране здоровья и профилактике переутомления, а такие способы обеспечения высокопродуктивной учебно-трудовой деятельности студентов.
В режиме дня особое внимание следует уделить сну. У лиц, чрезмерно работающих, на хронограммах виллы частые случаи позднего засыпания и раннего вставания, то есть хронически недостаточный сон. Кроме этого, правильный (с гигиенической точки зрения) режим предполагает одно и то же время вставания и засыпания во все дни недели. При обследовании студентов было обнаружено, что время отхода ко сну, во-первых, чрезвычайно колеблется, и во-вторых, часто бывает очень поздним (от 23 часов до 2 часов ночи).
Время приема пищи также желательно соблюдать одно и тоже. Многие студенты, как выяснилось, обедают в разное время (от 11 до 15 часов), а некоторые совсем не обедают.
При длительном несоблюдении режима дня у студентов развиваются вегетативные неврозы, заболевания сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.
В ходе анализа режима труда и отдыха по хронограмме предлагается обратить внимание на следующие моменты:
1.Если нет периодов отдыха во время работы, значит, она более утомительная, чем работа той же продолжительности, но перемежаемая определенными отдыхами. Крайне нерациональной и чрезвычайно утомительной может быть не только беспрерывная длительная умственная работа, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня –13 у некоторых студентов (по данным К. Х. Кекчеева) занятия меняются 15 –16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.
3. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К. Х. Кекчеев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в качественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учебный материал. Особенно рекомендуется бороться с перенесением академической и общественной работы на дни отдыха.
4. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художественных выставок и пр.).
5. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К. Х. Кекчеева, чаще всего бесполезную трату времени. Эти моменты должны привлечь внимание исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.
Отработка задания
Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе составляется сплошная «фотография рабочего дня» в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все виды занятий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа этого протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Можно взять за основу программу наблюдения, использованную К. Х. Кекчеевым. Допускается и более дробное членение категорий.
Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение недели. Полученные материалы обрабатывается, анализируются и описываются в виде отчета.
Отчет должен содержать:
1. Задачи работы.
2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указанием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.
3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокарты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждого вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).
4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение длительности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима питания, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отражает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимизации учебной деятельности, труда и отдыха.
5. Отчет должен включать также обсуждение использованного варианта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, возможностей совершенствования подобных методик наблюдения.
Контрольные вопросы
1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?
2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?
3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокарту?
4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?
Литература
1. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М., 1980, С. 62 – 63.
2. Кекчеев К.Х. исследование утомления у студентов-медиков. / в кн.: Психофизиология труда. Л., 1927, вып. 2, С. 5-22.
3. Попов Г.Х. Техника личной работы. М., 1971, С. 61 – 124.