Автодороги в карьере и их эксплуатация. По характеру перевозимого груза автодороги в карьере разделяются на производственные и хозяйственные.
Производственные предназначены для перевозки вскрышных пород и полезного ископаемого, хозяйственные для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов.
Производственные автомобильные дороги карьера существенно отличаются от дорог общего пользования большими нагрузками, постоянным грузопотоком, высокой интенсивностью движения.
Производственные дороги карьера делятся на стационарные и временные.
Стационарные автодороги сооружаются в капитальных траншеях, на поверхности и на соединительных транспортных бермах на длительный срок, имеют дорожное покрытие и двухполосное движение.
Временные дороги, сооружаются на уступах и на отвалах, периодически перемещаются вслед за продвиганием фронта работ и, как правило, не имеют дорожного покрытия.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна с искусственными сооружениями и проезжей части, расположенной на его верхней площадке (Рис. III.6 из Андр.).
|
|
Проезжей частью дороги называют часть верхней площадки земляного полотна, по которой в нормальных условиях происходит движение. Две боковые полосы, расположенные между проезжей частью и бровками земляного полотна, называют обочинами. Обочины служат для упора проезжей части дороги, для предохранения ее краев от разрушения, а также для складирования строительных материалов при ремонте дороги. В некоторых случаях обочину используют для обгона и разъезда автомобилей, для временной стоянки и ремонта.
По сторонам земляного полотна устраиваются канавы или кюветы, имеющие треугольное или трапециевидное сечение и служащее для отвода воды. Если кюветы отодвинуты от земляного полотна, то полосу земли между кюветами и откосами называется бермой.
Ширина проезжей части автодорог зависит от габарита подвижного состава, скорости и числа полос движения (рис III.7).
Для однополосного движения: П1 = с + 2у,
Для встречного движения двухполосного движения: П1 = с + а + 2у + 2х, где х = у = 0,5 + 0,005 V, м.
На кривых участках пути проезжая часть дороги выполняется с уширением равным
b = l2/R + 0,1V/R-2, где l – колесная база автомобиля, м; R – радиус кривой по осям дороги, м; V – скорость движения, км/ч.
Дорожная одежда (рис. III. 8) выполняется в один или несколько конструктивных слоев из различных материалов. Для нормальной эксплуатации подвижного состава дорожная одежда должна иметь следующие качества:
- прочность, выражающуюся в отсутствии просадок и высоком сопротивлении износу;
- ровность, необходимую для обеспечения движения без ударов и колебаний автомобиля и с минимальным сопротивлением движению;
|
|
- шероховатость поверхности, обеспечивающую необходимое сцепление колеса с поверхностью качения.
Многослойная дорожная одежда устраивается, как правило, на стационарных (постоянных) дорогах и состоит из трех конструктивных слоев, располагающихся по принципу убывания их прочности в соответствии с уменьшением напряжений по глубине.
1. Покрытие - верхний слой, который может в свою очередь состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия. Верхний слой обычно состоит из асфальтобетона или щебня и гравия, обработанный черными вяжущими материалами. Например, битумом.
2. Основание – несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна. Основание может состоять из нескольких слоев, прочность которых книзу уменьшается, а водопроницаемость повышается. Материалами служат щебень, грунтощебень, гравий, обработанный вяжущими материалами.
3. Дополнительный слой основания - конструктивный нижний слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев. Материалами служит крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.
На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой щебеночного или гравийного материала.
В течение всего периода эксплуатации, на дорогах, по мере износа, выполняются ремонтные работы, регулярная подсыпка, особенно в зимний период на скользких съездах. Для чего на карьерах используется специальная техника: бульдозеры, посыпочные машины, автогрейдеры и другая техника. В летний период дороги в обязательном порядке поливаются водой из поливочной машины.
Существуют следующие виды ремонтов: содержание дороги (сезонные работы по поддержанию их в рабочем состоянии); текущий ремонт (неотложные исправления и виде планово-предупредительных ремонтов); средний ремонт (производится один или два раза в год) и капитальный ремонт (работы по полному возмещению износа всех элементов и сооружений дороги, и доведение их до соответствующих СНиП).
Контролирует состояние дорог инженер по безопасности движения.