Число а/самосвалов, которое может эффективно использоваться в комплексе с одним экскаватором, определяется по формуле:
NP = TP/tП,
где TP – время рейса. Мин; tП – время погрузки автосамосвала, мин.
TP = tП + tДВ + tР + tМ,
tДВ ,tР, tМ – время соответственно движения, разгрузки и маневров, мин.
tП = nKtЦ, где nK - число ковшей в, разгружаемых экскаватором в кузов автосамосвала; tЦ – продолжительность рабочего цикла экскаватора, мин.
Число ковшей определяется из выражения
nK = Vа/ЕkHkP, где Vа - емкость кузова ав/самосвала, м3; Е – емкость ковша экскаватора, м3; - коэффициент наполнения ковша экскаватора, м3; kP – коэффициент разрыхления породы в экскаваторе.
Общее число рабочих а/самосвалов определяется по формуле
NP.а = kHWC/Па. см.nсм,
где - kH - коэффициент неравномерности работы (1, 1 – 1,5); WC – суточный грузооборот карьера, т; Па. см. – сменная производительность а\самосвала, т; nсм – число смен в сутки;
Па. см = qa kqTСМ.kB/TP, где kq – коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала; TСМ – продолжительность смены, ч; TР – время рейса, ч; kB – коэффициент использования автосамосвала во времени (0.7 – 0,8).
|
|
Так как часть а/самосвалов постоянно находится в ремонте и проходит техническое обслуживание, то инвентарное число а/самосвалов принимают всегда больше, для чего в формулу в знаменатель вводится коэффициент технической готовности kТ.Г .. Обычно он равен 0,7 – 0,8. Техническая готовность а/самосвалов уменьшается по мере увеличения срока их эксплуатации.
Пропускная и провозная способности автодороги
При движении а/самосвалов в одном направлении часовая пропускная способность автодороги определяется по формуле
N = 60/ tM = 1000 V / k´HL,
где tM – интервал времени между машинами, мин; V – скорость движения, км/ч; k´H = 0,5 – 0,8 – коэффициент неравномерности движения; L – безопасное расстояние между следующими друг за другом а/самосвалами, м (не менее 50 м).
Организация работы а/транспорта. Дорожные условия эксплуатации автосамосвалов грузоподъемностью 27 – 40 т на большинстве рудных карьеров характеризуются следующими данными:
- средневзвешенным расстоянием транспортирования 1,8 – 2.3 км;
- средневзвешенным уклоном 3, - 4,5 % о;
-шириной проезжей части дорог 10 – 14 м;
- количеством поворотов на трассе 4 – 7,;
- среднетехнической скоростью движения 18 – 22 км/ч.
Эффективность использования а/транспорта на карьерах в значительной степени зависят от схемы подъезда автосамосвала к забою (см. схему) и установки его у экскаватора. В зависимости от способа вскрытия рабочих горизонтов, размеров рабочих площадок и условий работы экскаватора на схеме приведены возможные подъездов автотранспорта под погрузку: сквозной подъезд, подъезд с петлевым и тупиковым разворотом.
|
|
Автосамосвалы устанавливаются так, чтобы обеспечить минимальный угол поворота экскаватора (см. схему), что позволяет повысить его производительность.
Подъезд с тупиковым разворотом используют в стесненных условиях, когда невозможно осуществить петлевой разворот. При подъезде с тупиковым разворотом производительность автосамосвалов снижается на 10 – 15 %.
В зависимости от числа а/самосвалов, находящихся одновременно в забое, применяют одиночную или спаренную установку их под погрузку (см.сх). Спаренная установка автосамосвала обеспечивает более высокую производительность экскаваторов.
Рациональное отношение емкости кузова а/самосвала Vа к емкости ковша экскаватора Е находится в пределах 4 – 10.
Срок службы шин 25 – 40 тыс. км. Расход топлива на 100 км пробега а/самосвалом БелАЗ 540А составляет летом 155 – 175 л, зимой – 170 – 210 л.
Срок службы а/самосвалов до списания 5 – 6 лет, их пробег за это время составляет 180 – 220 тыс. км.
Средние показатели работы автосамосвалов БелАЗ 540А (на одну работающую машину): годовая выработка на 1 т грузоподъемности 10 – 16 тыс. т, среднесуточный пробег 180 – 240 км, коэффициент использования грузоподъемности 0,94 – 0,99.